6-9 класс обществознание

Краснодарский край, МО Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени М.Ф.Тихонова с. Небуг
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2023 года
Председатель педсовета
____________ Ю.В.Янченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

обществознанию
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) основное общее образование (6-9 классы)
Количество часов – 136
Учитель Данилова Елена Петровна
Программа разработана в соответствии и на основе с ФГОС ООО, ПООП ООО по
обществознанию, одобренной федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол№1/15 от 8 апреля 2015г),ООП ООО МБОУ
СОШ №25 им. М.Ф.Тихоновас.Небуг, утвержденной педагогическим советом от
31 августа 2023 г. протокол№1
на основе авторской программы по Обществознанию. Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для
общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова
и др.].- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2018

Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета
«Обществознание»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за
судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы
проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель,
потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в
повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и
философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,

событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами
и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество

Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять
на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов
экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать
этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание учебного предмета
6 класс
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Природа человека. Отличие человека от животных. Мышление и речь.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Агенты
социализации.
Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории нашей страны. Выдающиеся личности
Краснодарского края. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей
с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Человек познает мир. Познание человеком мира и самого себя. Самооценка, роль самооценки в
формировании личности, самопознание.Способности человека. Задатки, талант, гениальность.
Роль деятельности в жизни человека и общества. Деятельность человека и её основные
формы.(труд, игра, учение). Мотивы деятельности . Связь между деятельностью и формированием
личности. Потребности человека. Иерархия потребностей. Индивидуальный характер потребностей.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Труд и образ жизни
людей как создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию. Межличностные отношения.
Человек и его ближайшее окружение .Роль чувств в отношениях между людьми. Человек в малой группе.
Социальные группы(большие и малые).
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Лидерство. Личные и деловые отношения.
Референтные группы. Групповые нормы. Общение. Цели, формы, средства общения. Стили
общения. Особенности общения в со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные отношения. .Межличностные конфликты ,причины их
возникновения..
Агрессивное поведение. Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта.
Человек славен добрыми делами.
Что такое человечность. Мораль. Золотое правило
нравственности. Основы нравственного воспитания. Смелость. Смелость и отвага. Страх - защитная
реакция человека. Преодоление страха. Человек и человечность. Гуманизм и- уважение и любовь к
людям. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы. Природа КК и её охрана.
Развитие общества. Общественный прогресс. Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма Человек- часть природы. Взаимосвязь человека и природы . Проблема
загрязнения окружающей среды.. Экологическая ситуация в современном мире. Законы Российской
Федерации , направленные на охрану природы. Экологический кризис и пути его разрешения. Главные
правила экологической морали. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
7 класс
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.. Обычаи, традиции,
общественные нравы. Общественные нравы, традиции и обычаи.. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Права и обязанности граждан. Права и
свободы человека и гражданина в РФ. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Долг общественный
и долг моральный Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Закон и правопорядок в обществе. Необходимость соблюдения законов. Закон и справедливость.
Закон и границы свободы поведения. Защита Отечества- долг и обязанность. Защита Отечества.
Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга.
Дисциплина- необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и
специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание
Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Ответственность

несовершеннолетних. Правоохранительные органы
нотариат. Судебная система Российской Федерации.

Российской Федерации.. Полиция, адвокатура,

Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни. И её особенности .Культура личности в обществе. Тенденции развития
культуры в современной России. Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни
современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России.Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Система образования в КК.Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. История Объячевской средней школы. Самообразование. Религия как одна из
форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные организации объединения.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.Атеизм. Деятельность Стефана
Пермского. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие
личности. Учреждения культуры КК. Развитие культуры в КК.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная мобильность
Многообразие социальных групп. Социальные статусы и роли. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Моя семья( родословная
моей семьи). Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями.Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства. Социальная политика в Краснодарском
крае.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки
и ценности. Выборы и референдумы. Выборы на территории КК. Разделение властей. Участие граждан
в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их
роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России и Краснодарского края. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные
органы Российской Федерации. Полиция, адвокатура, нотариат..Система власти в КК. Гражданство
Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Права
ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы российского законодательства.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые
правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей. Ответственность за нарушение законов. Понятие правонарушения
и
преступления.
Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные
правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений. Опасный путь преступной жизни..Необходимая оборона. Цели наказания.
Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.

Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики.
Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники
экономики :производители и
потребители.Товары и услуги. Мастерство работника.
Профессионализм и
профессиональная
успешность.
Труд и заработная плата. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор и альтернативная стоимость. Производство основа экономики. Производство
:затраты, выручка, прибыль. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства.
Экономическая система и её функции. Рыночная экономика. Закон спроса и предложения. Рыночное
равновесие. Законы рыночной экономики. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Новые технологии и их возможности. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.
Деньги и их функции.. Исторические формы денег. Инфляция, ее последствия. Типы экономических
систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды и формы бизнеса. Роль
предпринимательства в развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Этика предпринимателя. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Издержки,
выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.Безработица, её причины и
последствия. Причины безработицы в Прилузском районе. Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох. Собственность. Право собственности. Формы собственности.
Защита прав собственности. Прожиточный минимум. Права потребителей.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи. Экономика семьи. Расходы и доходы семьи. Прожиточный
минимум. Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки
населения. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Мировое хозяйство. Мировая
торговля

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
урока

Тема урока

1

Вводный урок

Характеристика основных видов
деятельности ученика
(на уровне УД)

Колво
часов

Вспомнить основные итоги прошлого года 1
обучения.
Познакомиться
с
основным
содержанием курса 6 класса. Наметить
перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить
основные
требования
к
результатам обучения и критерии успешной
работы учащихся

Глава 1 Человек в социальном измерении (11 часов)
2

Человек-личность

3

Человек познает мир

Раскрывать на конкретных примерах смысл 1
понятия «индивидуальность».
Использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
социальных параметров личности
1
Характеризовать
особенности
познания
человеком мира и самого себя. Оцениватьсобственные
практические
умения,
поступки, моральные качества, выявлять их
динамику. Сравнивать себя и свои качества с
другими людьми и их качествами.
Приводить
примеры
различных способностей людей

4

Практикум «Учимся
узнавать и оценивать
себя»

5

Человек и его
деятельность

6

Учимся правильно
организовывать свою
деятельность

проявления

Характеризовать
особенности
познания 1
человеком мира и самого себя. Оцениватьсобственные
практические
умения,
поступки, моральные качества, выявлять их
динамику. Сравнивать себя и свои качества с
другими людьми и их качествами. Приводить
примеры проявления различных способностей
людей
1
Характеризовать деятельность человека, её
отдельные
виды.
Описывать
и
иллюстрировать
примерами
различные
мотивы деятельности. Использовать элементы
причинно-следственного анализа для выявления
связи между деятельностью и формированием
личности. Выявлять условия и оценивать
качества собственной успешной деятельности
1
Характеризовать
и
иллюстрировать
примерами основные потребности человека;
показывать их
индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Исследовать
несложные
практические
ситуации, связанные с проявлениями духовного

мира человека, его мыслей и чувств

7-8

Потребности человека

2
Характеризовать
и
конкретизировать
примерами роль труда в достижении успеха в
жизни. Формулировать свою точку зрения на
выбор пути достижения жизненного успеха.
Показыватьнапримерах
влияние
взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание и достигших
успеха в жизни, из адаптированных источников
различного типа

9-10

На пути к жизненному
успеху

Создать условия для отработки умений 2
характеризовать сущность понятий «личность»,
«индивидуальность»,
«деятельность»;
иллюстрироватьконкре-тными
примерами
разнообразие видов деятельности человека, его
потребности, внутренний мир и понимание
жизненного
успеха. Способствовать
осознанию
практической
значимости
изученного материала и возможности опоры на
полученные знания и умения в собственной
деятельности

11

Человек в социальном
измерении

12

Характеризовать
и
конкретизировать 1
примерами роль труда в достижении успеха в
жизни. Формулировать свою точку зрения на
выбор пути достижения жизненного успеха.
Показывать
напримерах
влияние
взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание и достигших
успеха вжизни, из адаптированных источников
различного типа
Систематизировать знания, полученные при
1
изучении темы о социальных чертах человека
и их проявлении в деятельности.

Повторительнообобщающий урок
«Человек в социальном
измерении
Глава 2 «Человек среди людей»
Межличностные
Описывать межличностные отношения и их 2
отношения
отдельные виды. Показывать проявления
сотрудничества
и
соперни-чества
на
конкретных примерах. Описывать с опорой на
примеры взаимодействие и сотрудничество
людей в обществе. Оценивать собственное
отношение к людям других национальностей и
другого
мировоззрения.
Исследовать
практические ситуации, в которых проявились
солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

13-14

15-16

Человек в группе

Описывать большие и малые, формальные 2
неформальные группы. Приводить примеры
таких
групп.
Характеризовать
и
иллюстрировать примерами групповые нормы.
Описывать
с
опорой
на
примеры

взаимодействие и сотрудничество людей в
обществе.
17-18

Общение

19-20

Конфликты в
межличностных
отношениях

21

Практикум. «Человек
среди людей»

Способствовать осмыслению личного опыта 1
участия в различных видах межличностных
отношений, продуктив-ного
общения
со
сверстниками и людьми других возрастов,
использования
различных
стратегий
разрешения конфликтов в малых группах.
Создавать
условия
для
осознания
необходимости толерантного, уважительного
отношения к другим людям, практического
освоения конструктивных форм общения,
повышения
конфликтной
компетентности.
Совершенствовать
личностные,
коммуникационные универ-сальные учебные
действия

22

Повторительнообобщающий урок
«Человек среди людей»

Обобщить знания учащихся о специфике, 1
видах, проявлениях межличностных отношений,
многообразии малых групп, в которые входит
личность, групповых нормах и санкциях, роли
лидера в группе, значении, формах и средствах
общения, причинах, стадиях межличностных
кон-фликтов и возможности их конструктивного разрешения.

23-24

25-26

Характеризовать общение как взаимные 2
деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать
с помощью
примеров
различные
цели
и
средства
общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили
общения. Выявлять на основе конкретных
жизненных ситуаций особенности общения со
сверстниками, старшими
и
младшими.
Оценивать собственное умение общаться
2
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в
конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём
заключается
конструктивное
разрешение
конфликта.
Иллюстрировать
объяснение
примерами. Выявлять
и анализировать
собственные типичные
реакции
в
конфликтной ситуации.

Глава 3. Нравственные основы жизни
Человек славен добрыми
2
делами
Характеризовать
и
иллюстрировать
примерами проявления добра. Приводить
примеры, иллюстрирующие золотое правило
морали. Оценивать в модельных и реальных
ситуациях поступки людей с точки зрения
золотого правила морали
Будь смелым.

На конкретных примерах давать оценку 2
проявлениям мужества, смелости, случаям
преодоления людьми страха в критических и
житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые

ситуации,
требующие
противодействия проявлениям зла
27-28

Человек и человечность

29-30

Нравственные основы
жизни

31

32

33-34

Практикум по курсу
«Обществознание»

Итоговый урок по теме
«Нравственные основы
жизни»
Итоговый урок по курсу
«Обществознание» 6
класс

личного
2
2

Раскрывать на примерах смысл понятия
«человечность». Давать оценку с позиции
гуманизма конкретным поступкам людей,
описанным в СМИ и иных инфор-мационных
источниках. На примерах конкретных ситуаций
оцениватьпрояв-ление
внимания
к
нуждающимся в нём
1
Развивать умение анализировать материалы
СМИ, оценивать описанные в них ситуации с
точки зрения добро-детелей. Создать условия
для расширения и рефлексии собственного
опыта проявления внимания к нуждающимся в
нём людям
Обобщить полученные при изучении темы 1
знания о добре, человечности, смелости как
добродетелях.
Провести диагностику результатов обучения 2
в 6 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 7 классе

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/п

1-2

Тема урока

Характеристика
основных
деятельности обучающегося

видов

Кол-во
часов

1. Регулирование поведения людей в обществе
Характеризовать на примерах социальные 2
Что значит жить по правилам.
нормы и их роль в общественной жизни
Практикум по теме: Что значит жить
по правилам.

3-4

Права и
обязанности граждан

Характеризовать конституционные права и
обязанности граждан РФ. Анализировать
несложные практические ситуации,
связанные с реализацией гражданами своих
прав и свобод. Называть права ребенка и
характеризовать способы их защиты.
Приводить примеры защиты прав ребенка и
интересов детей, оставшихся без попечения
родителей. Раскрывать особенности
правового статуса
несовершеннолетнихзаданий
всей группой выражают
положительное отношение к
процессу познания;

2

5-6

Почему
необходимо
соблюдать
законы.

Раскрывать значение соблюдения законов для
обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами
социальной жизни связь закона и
правопорядка, закона и справедливости

2

Характеризовать защиту Отечества как долг и
обязанность гражданина РФ.
«Защита Приводить примеры важности подготовки к
исполнению воинского долга

2

Практикум по теме:
«Почему
необходимо
законы»
7-8

Защита
Отечества.
Практикум
Отечества»

по

теме:

соблюдать

910

Для чего
нужна
дисциплина.
Практикум по теме: «Для чего нужна
дисциплина»

1112

Виновен
– отвечай.
Практикум

по

теме:

Раскрывать значение дисциплины как
необходимого условия существования
общества и человека.
Характеризовать различные виды
дисциплины.
Моделировать несложные практические
ситуации, связанные с последствиями
нарушения общеобязательно и специальной
дисциплины

Характеризовать ответственность за
нарушение законов.
Определять черты законопослушного
«Виновен- поведения.

2

2

отвечай»

1314

Моделировать
несложные
практические
ситуации, связанные с последствиями
противозаконного поведения. Описывать и
иллюстрировать
примерами
проявления
ответственности несовершеннолетних
Называть правоохранительные органы
2
Кто стоит на страже закона.
Российского государства. Различать сферу
деятельности полиции, правоохранительных
Практикум по теме: «Кто стоит на органов. Исследовать несложные
страже закона»
практические ситуации, связанные с
деятельностью правоохранительных органов

1617

1
Повторение
по
теме: Систематизировать наиболее часто
«Регулирование поведения людей в задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов для
обществе»
школьников
тесты
2. Человек в экономических отношениях
2
Характеризовать роль потребителя и
Экономика и её
производителя в экономике. Приводить
основные
примеры их деятельности. Описывать
участники.
различные формы организации
хозяйственной жизни. Исследовать
Практикум по теме: «Экономика и ее несложные практические ситуации,
основные участники»
связанные с выполнением социальных ролей
потребителя и производителя
Задания рубрики «В классе и дома» на с.71-72 2

18.

Мастерство работника

15

1920

2122

23

Описывать составляющие квалификации
работника.
Характеризовать факторы, влияющие на
размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь квалификации,
количества и качества труда
Составить резюме
Раскрывать роль производства в
Производство: затраты,
удовлетворении потребностей общества.
выручка,
Характеризовать факторы, влияющие на
прибыль.
производительность труда. Объяснять
Практикум по теме: «Производство: значение разделения труда в развитии
затраты, выручка, прибыль»
производства. Различать общие, постоянные
и переменные затраты производства.
Проблемные задания
Объяснять значение бизнеса в экономическом
Виды и
развитии страны. Характеризовать
формы
особенности предпринимательской
бизнеса
деятельности. Сравнивать формы
Практикум по теме: «Виды и формы организации бизнеса. Исследовать несложные
бизнеса»
практические ситуации, связанные с
достижением успеха в бизнесе. Выражать
собственное отношение к бизнесу с
морально- этических позиций
Таблица «Формы бизнеса»
Объяснять условия осуществления обмена в
Обмен,
экономике. Характеризовать торговлю и ее
торговля,
формы как особый вид экономической
реклама
деятельности. Раскрывать роль рекламы в
развитии торговли. Выражать собственное
отношение к рекламной информации.
Оценивать свое поведение с точки зрения

1

2

2

1

2425

2627

28

29

30

31

32

3334

Деньги и
их функции.

рационального покупателя
Создать рекламу конфет дружба
Описывать виды денег. Раскрывать на
примерах функции денег.
Схема «Функции денег»

Практикум по теме: «Деньги и их
функции»
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Экономика семьи.
Приводить примеры различных источников
Практикум по теме: «Экономика доходов семьи. Различать обязательные и
семьи. Принципы рационального произвольные расходы. Описывать
ведения домашнего хозяйства.»
закономерность изменения потребительских
расходов семьи и зависимости доходов
Смоделировать семейный бюджет
Повторение по теме: «Человек в Обобщить знания и расширить опыт решения
познавательных и практических задач по
экономических отношениях»
изучаемой теме. Систематизировать наиболее
часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников
Решение задач, тесты
3. Человек и природа
Объяснять значение природных ресурсов в
Человек- часть природы.
жизни общества. Характеризовать отношение
людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать
состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды,
почвы и атмосферы. Различать ответственное
и безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к
природе
Задания 1-5 рубрики «Проверим себя» на
с.131
Объяснять необходимость активной
Охранять
деятельности по охране природы.
природу –
Характеризовать смысл экологической
значит
морали
охранять жизнь.
Здания рубрики «В классе и дома» на с.140
Характеризовать деятельность государства по
Закон на
охране природы.
страже
Называть наказания, установленные законом
природы.
для тех кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности
общественных организации и граждан в
сбережении природы
Практикум по теме «Человек и Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
природа»
актуальности тех или иных вопросов для
школьников
тесты
Итоговое повторение по курсу Провести диагностику результатов
«Обществознание 7 класс»
обучения в 7 классе. Подвести итоги

учебной работы за год. Наметить
перспективы обучения в 8 классе.
Тесты

2

2

1

1

1

1

1

2

Календарно-тематическое планирование курс «Обществознание» 8 класс
№

Тема урока

Колво
часо
в

Характеристика основных видов
деятельностиученика

Глава I Личность и общество
1

Введение
Что делает человека человеком

1

2

Человек, общество и природа.

1

3

Общество как форма
жизнедеятельности людей.

1

4

Развитие общества

1

5

Практикум по теме «Личность и
общество»

1

6

Сфера духовной жизни

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.Определить
основные требования к результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся
Выявить отличия человека от животных. Объяснять
человеческие качества. Различать биологические и
природные качества человека. Характеризовать и
конкретизировать примерами биологическое и
социальное в человеке. Определять своё отношение к
различным качествам человека. Выявлять связь между
мышлением и речью. Объяснять понятие
«самореализация». Определять и конкретизировать
примерами сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов деятельности
Выделять существенные признакиобщества.Называть
сферы общественной жизни и характерные для них
социальные явления. Показывать на конкретных
примерах взаимосвязь основных сфер общественной
жизни.
Выявлять изменения социальной
структуры, связанные с переходом в постиндустриальное
общество.
Анализировать факты социальной действительности,
связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных
изменений в обществе. Характеризовать и
конкретизировать фактами социальной жизни перемены,
происходящие в современном обществе (ускорение
общественного развития).
Использовать элементы причинно- следственного
анализа при характеристике глобальных проблем
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы. Устанавливать причины
актуальности тех или иных
вопросов для школьников.

Глава II . Сфера духовной культуры
1
Определять сущностные характеристики
понятия «культура». Различать и описывать явления
духовной культуры.
Находить и извлекать социальную информацию о
достижениях и проблемах культуры из адаптированных
источников.
Характеризовать духовные ценности российского народа.
Выражать своё отношение к тенденциям в культурном
развитии.

7

8

9

10

11

12

13

14

Мораль. Моральный выбор- это
ответственность

1

Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных
социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно- следственного
анализа для объяснения влияния моральных устоев на
развитие общества и человека.
Осуществлять рефлексию своих нравственных
ценностей.
Долг и совесть
1
Характеризовать моральную сторону различных
социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно- следственного
анализа для объяснения влияния моральных устоев на
развитие общества и человека.
Осуществлять рефлексию своих нравственных
ценностей.
Моральный выбор- это
1
Приводить примеры морального выбора.
ответственность
Давать нравственные оценки собственным поступкам,
поведению других людей.
Образование
1
Оценивать значение образования для общества и
личности. Извлекать информацию о тенденциях в
развитии образования из различных источников.
Объяснять взаимосвязь и преемственность уровней
образования.
Обосновывать свое отношение к непрерывному
образованию.
Характеризовать с опорой на примеры современную
образовательную политику.
Наука в современном обществе
1
Характеризовать науку как особую систему
знаний. Объяснять возрастание роли науки в
современном обществе.
Религия как одна из форм культуры 1
Определять сущностные характеристики
религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё
отношение к религии и атеизму.
Практикум по теме «Сфера
1
Систематизировать наиболее часто
духовной культуры»
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к явлениям
современной жизни.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке
социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект
поведения. Соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами. Уметь строить устное речевое
высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении
Глава III Социальная сфера
Социальная структура общества

1

Выявлять и различать разные социальные
общности и группы. Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной
мобильности. Характеризовать причины социальных
конфликтов, используя межпредметные связи, материалы
СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и
извлекать социальную информацию о структуре
общества и направлениях её изменения из
адаптированных источников различного типа.

15

Социальные статусы и роли
Социальная сфера

1

16

Нации и межнациональные
отношения

1

17

Отклоняющееся поведение

1

18

Практикум по теме «Социальная
сфера»

Называть позиции, определяющие статус
личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой
репертуар личности
Объяснять причины ролевых различий по тендерному
признаку, показывать их проявление в различных
социальных ситуациях. Описывать основные социальные
роли старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в
современном обществе. Выражать собственное
отношение к проблеме нарастания разрыва между
поколениями.
Знать и правильно использовать в
предлагаемом контексте понятия «этнос»,
«нация», «национальность». Конкретизировать
примерами из прошлого и современности значение
общего исторического прошлого, традиций в сплочении
народа. Характеризовать противоречивость
межнациональных отношений в современном мире.
Объяснять причины возникновения межнациональных
конфликтов и характеризовать возможные пути их
разрешения.
Объяснять причины отклоняющегося
поведения.
Оценивать опасные последствия наркомании и
алкоголизма для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

Глава IV Экономика
1
Раскрывать роль экономики в жизни
общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических
ресурсов. Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора.
1
Описывать и иллюстрировать примерами
решения основных вопросов участниками экономики.
Объяснять двойной смысл понятия «собственность».
Называть основные формы собственности.
Различать и сопоставлять основные типы экономических
систем. Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных экономических системах.
1
Объяснять двойной смысл понятия «собственность».
Называть основные формы собственности.

19

Экономика и ее роль в жизни
общества

20

Главные вопросы экономики

21

Собственность

22

Рыночная экономика

1

23

Производство- основа экономики

1

Характеризовать рыночное хозяйство как
один из способов организации экономической жизни.
Объснять условия функционирования рыночной
экономической системы.
Описывать действие рыночного механизма формирования
цен на товары и услуги.
Сравнивать различные виды рынков. Формулировать
собственное мнение о роли рыночного механизма
регулирования экономики в жизни общества.
Объяснять решающую роль производства как источника
экономических благ. Различать товары и услуги как
результат производства. Называть и иллюстрировать

24

Предпринимательская деятельность

1

25

Роль государства в экономике

1

26

Распределение доходов

1

27

Потребление

1

28

Инфляция и семейная экономика

1

29

Безработица, ее причины и
последствия

1

примерами факторы производства.
Находить и извлекать социальную информацию о
производстве из адаптированных источников. Исследовать
несложные практические ситуации, связанные с
использованием различных способов повышения
эффективности производства.
Описывать социально-экономическую роль
и функции предпринимательства. Сравнивать различные
организационно- правовые формы предпринимательской
деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения
морально-этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.
Характеризовать экономические функции
государства.
Описывать различные формы вмешательства государства в
рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл
понятия
«государственный бюджет». Приводить примеры
государственной политики регулирования доходов и
расходов.
Различать номинальные и реальные доходы
граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы
сбережения граждан. Объяснять связь семейной
экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений своей
семьи с точки зрения экономической рациональности.
Характеризовать и конкретизировать
примерами основные финансовые услуги банка.
Объяснять экономический смысл потребительского
кредитования. Различать виды и потребительскую
полезность платёжных карт.
Описывать роль дистанционных форм банковского
обслуживания.
Выражать собственное отношение к правилам
финансовой безопасности.
Различать номинальные и реальные доходы
граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные доходы и
уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы
сбережения граждан. Объяснять связь семейной
экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивать способы использования сбережений своей
семьи с точки зрения экономической рациональности.
Описывать действие рыночного механизма на рынке
труда. Характеризовать безработицу как закономерное
явление рыночной экономики. Называть и описывать
причины безработицы. Различать экономические и
социальные последствия безработицы. Объяснять роль
государства в обеспечении занятости. Оценивать
собственные возможности на рынке труда.

3031

Мировое хозяйство и
международная торговля

2

32

Практикум по теме «Экономика»

1

3334

Итоговое повторение по курсу 1
«Обществознание 8 класс»

Описывать реальные связи между участниками
международных экономических отношений.
Характеризовать причины формирования мирового
хозяйства. Характеризовать влияние международной
торговли на развитие мирового хозяйства. Раскрывать
смысл понятия «обменный валютный курс»
Систематизировать наиболее часто за даваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных
вопросов для школьников.
Провести диагностику результатов
обучения в 8 классе. Подвести итоги учебной работы за
год. Наметить перспективы обучения в 9 классе

Календарно-тематическое планирование по обществознанию
для 9 класса

№
п/п

Разделы.
Тема урока

Колво
часов

Характеристика основных видов
деятельностиученика

Глава 1. Политика – 12 часов (10 + 2 практикум)
1

Политика и власть.

1

Характеризовать и конкретизировать примерами
политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Основные направления политики.
Характеризовать понятия власть и политика, ее роль
в жизни общества.

2

Государство.

1

Раскрывать
смысл
понятия «Государство,
его
отличительные признаки. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Формы
государства.
. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные
выводы
Раскрывать признаки суверенитета.
Различать формы правления и государственного
устройства.

3.

Политические режимы.

1

Выделять
существенные признаки Политических
режимов.
Демократия
и
тоталитаризм.
Демократические ценности. Развитие демократии в
современном мире.
Сопоставлять различные типы политических режимов.
Сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы;
характеризовать развитие демократии в современном
обществе.

4

Правовое государство.

1

Раскрывать
принципы
правового
государства.Характеризовать ветви власти; объяснять
смысл
понятия «право выше власти»; осуществлять поиск
социальной информации; работать со схемой.
Правовое государство. Разделение властей. Условия
становления правового государства в РФ

5

Гражданское общество и 1
государство.

Раскрывать основные признаки гражданского
общества.Гражданское общество. Местное
самоуправление. Пути формирования гражданского
общества в РФ

6

Местное самоуправление

1

Объяснять
различия
между
государственным
управлением и местным самоуправлением; работать с
документом по заданному алгоритму

7

Участие
граждан
политической жизни.

в 1

Характеризовать условия
сознательного участия человека в политической жизни.
Оценивать значение принципов конституционного
строя;
формулировать
на основе приобретенных правовых знаний собственные
суждения и аргументы; применять правовые и
социально-экономические знания в процессе решения
познавательных и практических задач

8

Политические
движения.

9

Межгосударственные
отношения.

10- Практикум
11 «Политика».

партии

по

и 1

1

теме 2

Называть признаки политических партий и
общественных движений.
авизировать текст, объяснять смыл понятий; объяснять,
почему
в
обществе
возникают
общественнополитические
движения;
анализировать
роль
политических
партий
и общественных движений в современном мире
Характеризовать
межгосударственные
делать
выводы,
на
вопросы,
собственную точку зрения..
Характеризовать политические
делать
выводы,
на
вопросы,
собственную точку зрения..

режимы

отношения;
отвечать
высказывать
и

партии;
отвечать
высказывать

Глава 2. Гражданин и государство – 9 часов (1 практикум + 1 к.р.)
12

Роль права в жизни 1
человека,
общества
и
государства.

Характеризовать основные положения главы
«Политика».
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения или
обосновывать известные

13

Правоотношения
субъекты права.

Объяснять основное назначение права в обществе, что
закон является нормативным актом высшей
юридической силы.
Выделять смысл основных понятий, выявлять
существенные признаки понятия «право»; давать
сравнительную характеристику позитивного и
естественного права

14

Разновидности правовых 1
норм. Основные отрасли
права

Объяснять основное назначение права в обществе, что
закон является нормативным актом высшей
юридической силы.
Выделять
смысл основных понятий, выявлять
существенные признаки понятия «право»; давать
сравнительную
характеристику
позитивного
и
естественного права

15

Правонарушения
юридическая
ответственность.

и 1

Характеризовать субъекты правоотношений; работать с
правовыми документами по заданному алгоритму.
Выделять причины отличий правоотношение от других
социальных отношений.

16

Право и закон

1

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать
собственную
точку
зрения
или
обосновывать известные

17

Правоохранительные
органы РФ.

1

Характеризовать признаки и виды правонарушений;
виды юридической ответственности.
Решать практические задачи; определять виды
юридической ответственности; работать с документами;
на основе ранее изученного материала; решать
проблемные задачи

18

Конституция РФ

1

19

Признаки и особенности 1
Конституции
как
основного закона страны

Различать правонарушение и правомерное поведение.
Определять принцип правосудия;
анализировать
действия
правоохранительных
органов;
решать
проблемные задачи

и 1

20

Основы конституционного 1
строя РФ.

21

Высшие
органы 1
государственной власти в
РФ.

22

Права и свободы человека 1
и гражданина.

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей
юридической силы; принципы правового государства.
Характеризовать исторические этапы развития
конституции в России, анализировать основные
принципы правового государства.

23

Декларация прав человека 1
и гражданина

Давать определение понятий; определять значимость
защиты прав человека; работать с документом по
заданному алгоритму

24

Гражданские
правоотношения.

1

Выделять особенности юридических норм (прав
человека).
Характеризовать значимость права; анализировать
правовые и юридические документы; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать определение понятий;
определять значимость защиты прав человека; работать
с документом по заданному алгоритму

25

Право на труд. Трудовые 1
отношения.

Характеризовать особенности гражданских правовых
отношений.
Объяснять,
в
чем
проявляется
гражданская
дееспособность несовершеннолетних; характеризовать
виды гражданско-правовых договоров; делать выводы,
отвечать на вопросы, давать определение понятий.

26

Семейные правоотношения 1

Называть права и обязанности входящие в трудовой
договор, Характеризовать значение дисциплины труда.
Анализировать
документы,
делать
выводы;
характеризовать трудовые правоотношения

27

Административные
правоотношения.

1

Называть условия вступления
в брак и препятствия к его заключению, что такое
брачный договор; что пони-мается под родительскими
правами; какими правами и обязанностями обладает
ребенок; в чем сущность, цели и принципы семейного
права; в чем суть личных и имущественных
правоотношений супругов.
Анализировать права и обязанности супругов,
родителей и детей, делать выводы, отвечать на вопросы;
объяснять нужна ли человеку семья.

28

Уголовно-правовые
отношения.

1

Определять сферу общественных отношений,
регулируемых административным правом, выделять
важнейшие черты административных правоотношений.
Работать с документами; анализировать схему
«Административное
право»;
делать
выводы,
высказывать собственные суждения.

29

Социальные права

1

Характеризовать особенности уголовно-правовых
отношений.
Определять, какие виды наказаний и ответственности
несут несовершеннолетние правонарушители; работать с
документами; анализировать схемы по теме правовых
отношений

30

Международно-правовая
1
защита
жертв
вооруженных конфликтов.

Характеризовать основные направления социальной
политики нашего государства; что предусматривает
право по охране здоровья; кто имеет право на
социальное обеспечение.
Объяснять,
почему
социальные проблемы остаются весьма острыми в
нашем
обществе;
анализировать
Международный пакт об экономических, социальных,
культурных правах; выполнять творческие задания в
рамках изученного материала

31

Правовое регулирование 1
отношений
в
сфере
образования.

Характеризовать особенности и значение
международного гуманитарного права; работать с
документами. Указывать методы и средства ведения
войны, которые запрещены. Раскрывать смысл понятия
«военные преступления».

32

Практикум
«Право»

Знать, правомерно ли существование в России платных
учебных заведений в наши дни; что дает образованность
человеку для выполнения им его гражданских
обязанностей.
Уметь анализировать модернизацию современного
образования; характеризовать основные принципы
Конвенции
о
правах
ребенка;
работать
с документами

по

теме 1

Повторение. Обобщение - 2 часа (1 + 1 к.р.)
33

Итоговая
работа.

контрольная 1

34

Урок-конференция.
Обобщение
«Обществознание».

Обобщать и систематизировать знания и умения по
изученной теме
Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме

1
курса

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и
истории
от 31 августа 2023 года № 1
____________ С.Р.Нагучева

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Я. Д. Скорикова
31 августа 2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».