РП ИЗО 23

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИМ.ГЕРОЯ СОВЕТСОГО СОЮЗА М.Ф.ТИХОНОВА
с. НЕБУГ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол от 31.08.2023 года №1
председатель педсовета
_______________
Ю.В.Янченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
ступень обучения - основное общее образование
уровень базовый
класс 5-8
количество часов – 136
в неделю - 1 ч.
учитель Коротаева Ольга Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС ООО, ПООП ООО по
изобразительному искусству, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол №1/15 от 8 апреля 2015г.),
ООП ООО МБОУ СОШ №25 им.М.Ф.Тихонова с.Небуг, утверждённой
педагогическим советом от 31 августа 2023 г. протокол №1
Рабочая программа разработана на основе программы по изобразительному
искусству для 5-9 классов под редакцией Б.М.Неменского.- М.: «Просвещение»,
2020 год.

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5—8 классов составлена с
использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, рабочей программы к предметной линии учебников под
редакцией Б.М.Неменского ( Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-8 классы: учебное
пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева,
А.С.Питерских]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016).
Цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального
образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных
ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным
действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой ,
эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её
изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами творческой работы художественными материалами, инструментами.
Данная программа представляет собой практический курс изобразительного
искусства для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
1. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А.Горяева, О.В.Островская;
под ред. Б.М.Неменского. - 11-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.
2. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М.:
Просвещение, 2015.
3. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.
Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
4. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.С.Питерских; под ред.
Б.М.Неменского. - 9-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019.
Рабочая программа рассчитана на 136 ч., в том числе: в 5 классе – 34 ч. (1 час в
неделю), в 6 классе – 34 ч. (1 час в неделю), в 7 классе – 34 ч. (1 час в неделю), в 8 классе –
34 ч. (1 час в неделю).
В примерной программе по изобразительному искусству не указано распределение
часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, поэтому
распределение часов при составлении учебно-тематического планирования выполнено
самостоятельно, с опорой на программу по изобразительному искусству под редакцией
Б.М.Неменского для 5-8 классов 2016 года и на индивидуальные особенности учащихся.

Общая характеристика учебного курса
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным
курсом, который включает в себе все основные виды искусства: живопись, графику,
скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства,
зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного,
изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются
основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды:
изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных
искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с
фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей
степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и
непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и
декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы
этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и
конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным,
крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт
новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического
отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в
декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство
материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых
и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от
урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать
эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и
эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа,
культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Общая годовая тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь
формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись),
понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его
бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения
языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в
сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры,
учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт
и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа,
требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в
жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по
отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств
– дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и
декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны

многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними
нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными
сторонами жизни общества.
Общая годовая тема программы 8 класса «Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении».
Эта тема является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуальнопространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на
людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства театр, кино, телевидение - непосредственно связаны с изобразительными и являются
сегодня господствующими.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по
изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой иотечественной культуры. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное
искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию
отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству
общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни
как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся
и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях
соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к
природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т.е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её
образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться
в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных
материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность
формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы
своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного
пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание
эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной

трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым
заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть
активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное
воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие
жизни школьниками.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;

развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных
народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства,
искусство современности);











воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение
опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в
разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного курса
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ - ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Орнаментация нарукавника адыгейского женского праздничного костюма.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время)
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Адыгейский героический эпос «Нарты» на уроках иллюстративного рисования.
О чём рассказывают нам гербы Республики Адыгея.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

Образ Героя Советского Союза Хусена Андрухаева в искусстве Адыгеи. Беседа.
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности.
Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мужской парадный (праздничный) костюм адыгов и других черкесских народов
Северного Кавказа.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Традиции оружейного ремесла адыгов. Искусство орнаментации холодного оружия
адыгов и других родственных народов северокавказского региона.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Искусство орнаментации холодного оружия адыгов и других черкесских народов Северозападного Кавказа.
Изобразительное искусство Адыгеи и других регионов Северного Кавказа.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи..
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Народный фольклор (эпос) и орнамент адыгских народов Север-ного Кавказа в
современном дизайне.
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств. Мир, который создает человек. Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры .
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в
хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет — элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование
Мой дом — мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя — моделируешь мир
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
Искусство зримых образов.
Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра.
Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены.
Сценография - особый вид художественного творчества.
Сценография - искусство и пространство.
Тайны актерского перевоплощения.
Костюм, грим и маска, или Магическое "если бы".
Привет от Карабаса-Барабаса!
Художник в театре кукол.
Третий звонок.
Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Фотография - взгляд, сохраненный навсегда.
Фотография - новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки.
Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография - искусство светописи.
Вещь: свет и факткра.
"На фоне Пушкина снимается семейство"
Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии.
Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер.
Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм - творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана.
Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник - режиссер - оператор.
Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео.
Азбука киноязыка.
Фильм - "рассказ в картинках".
Воплощение замысла.
Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа.
Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.
Живые рисунки на твоем компьютере.
Телевидение - пространство культуры?
Экран - искусство - зритель.
Мир на экране: здесь и сейчас.
Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества.
Видеоэтюд в пейзаже и портрете.
Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, видео, Интернет... Что дальше?
Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества.
Искусство - зритель - современность.

Тематическое планирование
Класс
5 класс

Наименование разделов
Древние корни народного
искусства

Характеристика основных видов
Количество
учебной деятельности
часов
Уметь объяснять глубинные
8
смыслы основных знаков-символов
традиционного крестьянского
прикладного искусства, отмечать их
лаконично-выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять,
анализировать декоративные
решения традиционных образов в
орнаментах народной вышивки,
резьбе и росписи по дереву, видеть
в них многообразное варьирование
трактовок. Создавать
выразительные декоративно
обобщенные изображения на основе
традиционных образов. Осваивать
навыки декоративного обобщения в
процессе выполнения практической
творческой работы.
Понимать и объяснять целостность
образного строя традиционного
крестьянского жилища,
выраженного в его трехчастной
структуре и декоре.
Раскрывать
символическое
значение, содержательный смысл
знаков-образов в декоративном
убранстве избы.
Определять
и
характеризовать
отдельные детали декоративного
убранства избы как проявление
конструктивной, декоративной и
изобразительной деятельности.
Находить общее и различное в
образном строе традиционного
жилища разных народов.
Создавать эскизы декоративного

убранства избы.
Осваивать принципы декоративного
обобщения в изображении.
Сравнивать и называть
конструктивные декоративные
элементы устройства жилой среды
крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость
устройства традиционной жилой
среды. Сравнивать, сопоставлять
интерьеры крестьянских жилищ у
разных на-родов, находить в них
черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию
внутреннего пространства избы.
Сравнивать, находить общее и
особенное в конструкции, декоре
традиционных предметов
крестьянского быта и труда.
Рассуждать о связях произведений
крестьянского искусства с
природой .Понимать, что декор не
только украшение, но и носитель
жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты,
свойственные народным мастерамумельцам Выстраивать
орнаментальную композицию в
соответствии с традицией
народного искусства.
Анализировать и понимать
особенности образного языка
народной (крестьянской) вышивки,
разнообразие трактовок
традиционных образов.
Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки Выделять величиной,
выразительным контуром рисунка,
цветом, декором главный мотив
(мать-земля, древо жизни, птица
света и т. д.), дополняя его
орнаментальными поясами.
Использовать традиционные для
вышивки сочетания цветов.
Осваивать навыки декоративного
обобщения Оценивать собственную
художественную деятельность и
деятельность своих сверстников с
точки зрения вы-разительности
декоративной формы.
Понимать и правильно употреблять

Связь времен в народном
искусстве

изученные понятия в устной речи
(костюм, ансамбль, галуны).
Размышлять, рассуждать об истоках
возникновения современной
народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму,
декор игрушек, принадлежащих
различным художественным
промыслам. Распознавать и
называть игрушки ведущих
народных художественных
промыслов. Осуществлять
собственный художественный
замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из
промыслов. Овладевать приемами
создания выразительной формы в
опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того
или иного промысла основные
элементы народного орнамента и
особенности цветового строя.
Эмоционально воспринимать,
выражать свое отношение, давать
эстетическую оценку
произведениям гжельской
керамики. Сравнивать благозвучное
сочетание синего и белого в
природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь
конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов,
единство формы и декора в
изделиях гжельских мастеров.
Осваивать приемы гжельского
кистевого мазка — «мазка с
тенями» Создавать композицию
росписи в процессе практической
творческой работы.
Выявлять общность в городецкой и
гжельской росписях, определять
характерные особенности
произведений городецкого
промысла. Осваивать основные
приемы кистевой росписи Городца,
овладевать декоративными
навыками. Создавать композицию
росписи в традиции Городца
Эмоционально воспринимать,
выражать свое отношение,

9

Декор — человек, общество,
время

эстетически оценивать
произведения Хохломы.
Иметь представление о видах
хохломской росписи («травка»,
роспись «под фон», «Кудрина»),
различать их. Создавать
композицию травной росписи в
единстве с формой, используя
основные элементы травного узора.
Соотносить многоцветье цветочной
росписи на подносах с красотой
цветущих лугов. Осознавать
единство формы и декора в
изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы
жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской
росписи в живописной
импровизационной манере в
процессе выполнения творческой
работы. Понимать и правильно
применять в речи освоенные
понятия: символика, семантика,
силуэт, стилизация. Овладевать
навыками выполнения
декоративной композиции в
технике аппликации или
полихромного изображения
красками (акварелью, гуашью).
Характеризовать смысл декора не
только как украшения, но прежде
всего как социального знака,
определяющего роль хозяина вещи
(носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем
заключается связь содержания с
формой его воплощения в
произведениях декоративноприкладного искусства.
Участвовать в диалоге о том,
зачем людям украшения, что значит
украсить вещь.
Эмоционально воспринимать,
различать по характерным
признакам произведения
декоративно-прикладного
искусства Древнего Египта, давать
им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях
декоративно-прикладного
искусства связь конструктивных,
декоративных и изобразительных

8

элементов, а также единство
материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор
познавательного зрительного
материала) по декоративноприкладному искусству Древнего
Египта.
Создавать эскизы украшений
(браслет, ожерелье, алебастровая
ваза) по мотивам декоративноприкладного искусства Древнего
Египта.
Овладевать навыками
декоративного обобщения в
процессе выполнения практической
творческой работы.
Высказываться о многообразии
форм и декора в одежде народов
разных стран и у людей разных
сословий.
Участвовать в поисковой
деятельности, в подборе
зрительного и познавательного
материала по теме «Костюм разных
социальных групп в разных
странах».
Соотносить образный строй
одежды с положением ее владельца
в обществе.
Участвовать в индивидуальной,
групповой, коллективной формах
деятельности, связанной с
созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе
цветом, формой, пластикой линий
стилевое единство декоративного
решения интерьера, предметов быта
и одежды людей.
Определять, называть
символические элементы герба и
использовать их при создании
собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых
гербах связь конструктивного,
декоративного и изобразительного
элементов. Создавать
декоративную композицию герба (с
учетом интересов и увлечений
членов своей семьи) или эмблемы,
добиваясь лаконичности и
обобщенности изображения и
цветового решения.

Декоративное искусство в
современном мире

Распознавать и систематизировать
зрительный материал по
декоративно-прикладному
искусству по социально-стилевым
признакам.
Ориентироваться в широком
разнообразии современного
декоративно- прикладного
искусства, различать по
материалам, технике исполнения
художественное стекло, керамику,
ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные
особенности современного
декоративно-прикладного
искусства.
Высказываться по поводу роли
вы-разительных средств и
пластического языка материала в
построении декоративного образа.
Находить и определять в
произведениях декоративноприкладного искусства связь
конструктивного, декоративного и
изобразительного видов
деятельности, а также неразрывное
единство материала, формы и
декора.
Использовать в речи новые
термины, связанные декоративноприкладным искусством.
Объяснять отличия современного
декоративно-прикладного
искусства от традиционного
народного искусства.
Разрабатывать, создавать эскизы
коллективных панно, витражей,
коллажей, декоративных
украшений интерьеров школы.
Пользоваться языком
декоративно- прикладного
искусства, принципами
декоративного обобщения в
процессе выполнения практической
творческой работы.
Владеть практическими
навыками выразительного
использования формы, объема,
цвета, фактуры и других средств в
процессе создания в конкретном
материале плоскостных или
объемных декоративных

9

композиций.
Собирать отдельно выполненные
детали в более крупные блоки, т. е.
вести работу по принципу «от
простого — к сложному».
Участвовать в подготовке
итоговой выставки творческих
работ.
Итого
6 класс

Виды изобразительного
искусства

-Называть пространственные и
временные виды искусства и
объяснять, в чём состоит различие
временных и пространственных
видов искусства.
Характеризовать три группы
пространственных искусств:
изобразительные, конструктивные и
декоративные, объяснять их
различное назначение в жизни
людей.
Объяснять роль изобразительных
искусств в повседневной жизни
человека, в организации общения
людей, в создании среды
материального окружения. В
развитии культуры и представлений
человека о самом себе.
Приобретать представление об
изобразительном искусстве как о
сфере художественного познания и
создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни
искусства, о зрительских умениях и
культуре, о творческой активности
зрителя.
Характеризовать и объяснять
восприятие произведений как
творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду
искусства относится
рассматриваемое произведение.
- Понимать , что восприятие
произведения искусства –
творческая деятельность на основе
зрительской культуры. т.е
определённых знаний и умений.
- Иметь представление и
высказываться о роли
художественного материала в
построении художественного
образа.
Приобретать представление о

34
8

рисунке как виде художественного
творчества.
Различать виды рисунка по их
целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении
выразительности и
художественности различных видов
рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками
рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать
и обобщать пространственные
формы.
Овладевать навыками размещения
рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с
графическими материалами в
процессе выполнения творческих
заданий.
- Приобретать представление о
выразительных возможностях
линии, о линии как выражении
эмоций, чувств, впечатлений
художника.
Объяснять, что такое ритм и его
значение в создании
изобразительного образа.
Рассуждать о характере
художественного образа в
различных линейных рисунках
известных художников.
Выбирать характер линии для
создания ярких, эмоциональных
образов в рисунке.
Овладевать навыками передачи
разного эмоционального состояния,
настроения с помощью ритма и
различного характера линий,
штрихов, росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического
линейного изображения движения
(динамики) и статики
(спокойствия).
Знать и называть линейные
графические рисунки известных
художников.
- Овладевать представлениями о
пятне как одном из основных
средств изображения.
Приобретать навыки обобщённого,
целостного видения формы.
Развивать аналитические

возможности глаза, умение видеть
тональные отношения (светлее или
темнее).
Осваивать навыки
композиционного мышления на
основе ритма пятен, ритмической
организации плоскости листа.
Овладевать простыми навыками
изображения с помощью пятна и
тональных отношений.
Осуществлять на основе ритма
тональных пятен собственный
художественный замысел,
связанный с изображением
состояния природы (гроза, туман,
солнце и т.д.)
- Знать понятия и уметь объяснять
их значения: основной цвет,
составной цвет, дополнительный
цвет.
Получать представление о
физической природе света и
восприятии цвета человеком.
Получать представление о
воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности
символического понимания цвета в
различных культурах.
Объяснять значение понятий:
цветовой круг, цветотональная
шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовых
пятен по тону, смешения красок,
получения различных оттенков
цвета.
Расширять свой творческий опыт,
экспериментируя с вариациями
цвета при создании фантазийной
цветовой композиции.
Различать и называть основные и
составные, тёплые и холодные,
контрастные и дополнительные
цвета.
Создавать образы, используя все
выразительные возможности цвета.
- Характеризовать цвет как
средство выразительности в
живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые
отношения, тёплые и холодные
цвета, цветовой контраст,
локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть тёплые и
холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического
восприятия художественных
произведений, умение любоваться
красотой цвета в произведениях
искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в
процессе создания красками
цветовых образов с различным
эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного
изображения.
- Называть виды скульптурных
изображений, объяснять их
назначение в жизни людей.
Характеризовать основные
скульптурные материалы и условия
их применения в объёмных
изображениях.
Рассуждать о средствах
художественной выразительности в
скульптурном образе.
Осваивать простые навыки
художественной выразительности в
процессе создания объёмного
изображения животных
различными материалами (лепка, и
др.).
- Рассуждать о значении и роли
искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются
разные виды искусства, называть
разные виды искусства, определять
их назначение.
Объяснять, почему изобразительное
искусство – особый образный язык.
Рассказывать о разных
художественных материалах и их
выразительных свойствах.
Участвовать в обсуждении
содержания и выразительных
средств художественных
произведений.
Участвовать в выставке творческих
работ.

Мир наших вещей.
Натюрморт

Рассуждать о роли воображения и
фантазии в художественном

8

творчестве и в жизни человека.
Уяснить, что воображение и
фантазия нужны человеку не только
для того, чтобы строить образ
будущего, но также и для того,
чтобы видеть и понимать
окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность
изобразительного языка и его
изменчивость в ходе истории
человечества.
Характеризовать смысл
художественного образа как
изображения реальности,
переживаемой человеком, как
выражение значимых для него
ценностей и идеалов.
- Формировать представления о
различных целях и задачах
изображения предметов быта в
искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах
изображения предметов (знакомых,
плоских, символических, объёмных
и т.д.) в зависимости от целей
художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного
силуэтного изображения обычных,
простых предметов (кухонная
утварь).
Осваивать простые
композиционные умения
организации изобразительной
плоскости в натюрморте.
Уметь выделять композиционный
центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного
изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические
представления в процессе
соотношения цветовых пятен и
фактур на этапе создания
практической творческой работы.
- Характеризовать понятие простой
и сложной пространственной
формы.
Называть основные геометрические
фигуры и геометрические объёмные
тела.
Выявлять конструкцию предмета
через соотношение простых
геометрических фигур.

Изображать сложную форму
предмета (силуэт) как соотношение
простых форм геометрических
фигур, соблюдая их пропорции.
- Приобретать представление о
разных способах и задачах
изображения в различные эпохи.
Объяснять связь между новым
представлением о человеке в эпоху
Возрождения и задачами
художественного познания и
изображения явлений реального
мира.
Строить изображения простых
предметов по правилам линейной
перспективы.
Определять понятия: линия
горизонта; точка зрения; точка
схода вспомогательных линий;
взгляд сверху, снизу и сбоку, а
также использовать их в рисунке.
Объяснять перспективные
сокращения в изображениях
предметов.
Создавать линейные изображения
геометрических тел и натюрморт с
натуры из геометрических тел.
- Характеризовать освещение как
важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как
средство построения объёма
предметов и глубины пространства.
Углублять представления об
изображении борьбы света и тени
как средстве драматизации
содержания произведения и
организации композиции картины.
Осваивать основные правила
объёмного изображения предмета
(свет, тень, рефлекс и падающая
тень).
Передавать с помощью света
характер формы и эмоциональное
напряжение в композиции
натюрморта.
Знакомиться с картинаминатюрмортами европейского
искусства XVII-XVIIвеков,
характеризовать роль освещения в
построении содержания этих
произведений.
- Осваивать первичные умения

графического изображения
натюрморта с натуры и по
представлению.
Получать представления о
различных графических техниках.
Понимать и объяснять, что такое
гравюра, каковы её виды.
Приобретать опыт восприятия
графических произведений,
выполненных в различных техниках
известными мастерами.
Приобретать творческий опыт
выполнения графического
натюрморта и гравюры наклейками
на картоне.
-Приобретать представление о
разном видении и понимании
цветового состояния изображаемого
мира в истории искусства.
Понимать и использовать в
творческой работе выразительные
возможности цвета; значение
отечественной школы натюрморта в
мировой художественного замысла
при создании натюрморта.
Выражать цветом в натюрморте
собственное настроение и
переживания.
Выбирать и использовать
различные художественные
материалы для передачи
собственного художественного
замысла при создании натюрморта.
Развивать художественное видение,
наблюдательность, умение
взглянуть по-новому на
окружающий предметный мир
Вглядываясь в человека.
Портрет

Знакомиться с великими
произведениями портретного
искусства разных эпох и формировать
представления о месте и значении
портретного образа в искусстве.
Получать представление об
изменчивости образа человека в
истории.
Формировать представление об
истории портрета в русском искусстве,
называть имена нескольких великих
художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при
передаче художником внешнего
сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов
эпохи и авторская позиция художника.

10

Уметь различать виды портрета
(парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных
впечатлениях.
- Приобретать представления о
конструкции, пластическом строении
головы человека и пропорции лица.
Понимать и объяснять роль пропорций
в выражении характера модели и
отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками
изображения головы человека в
процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета
в рисунке и средствами аппликации.
- Приобретать представления о
способах объёмного изображения
головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания
и выразительных средств рисунков
мастеров портретного жанра.
Приобретать представление о
бесконечности индивидуальных
особенностей при общих
закономерностях строения головы
человека.
Вглядываться в лица людей, в
особенности личности каждого
человека.
Создавать зарисовки объёмной
конструкции головы.
- Знакомиться с примерами
портретных изображений великих
мастеров скульптуры, приобретать
опыт восприятия скульптурного
портрета.
Получать знания о великих русских
скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки
портретного изображения головы
человека.
Получать представление о
выразительных средствах
скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть
индивидуальность человека (видеть
как художник-скульптор).
- Приобретать интерес к изображениям
человека как способу нового
понимания и видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение,
наблюдательность, умение замечать
индивидуальные особенности и
характер человека.
Получать представления о графических
портретах мастеров разных эпох, о

разнообразии графических средств в
решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в
рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки
близких людей, передавать
индивидуальные особенности человека
в портрете.
- Получать представление о жанре
сатирического рисунка и его задачах.
Рассуждать о задачах художественного
преувеличения, о соотношении правды
и вымысла в художественном
изображении.
Учиться видеть индивидуальный
характер человека, творчески искать
средства выразительности для его
изображения.
Приобретать навыки рисунка, видения
и понимания пропорций,
использования линии и пятна как
средств выразительного изображения
человека.
- Узнавать о выразительных
возможностях освещения при создании
художественного образа.
Учиться видеть и характеризовать
различное эмоциональное звучание
образа при разном источнике и
характере освещения.
Различать освещение «по свету»,
«против света», боковой свет.
Характеризовать освещение в
произведениях искусства и его
эмоциональное и смысловое
воздействие на зрителя.
Овладевать опытом наблюдательности
и постигать визуальную культуру
восприятия реальности и произведений
искусства.
- Развивать художественное видение
цвета, понимание его эмоционального,
интонационного воздействия.
Анализировать цветовой строй
произведений как средство создания
художественного образа.
Рассказывать о своих впечатлениях от
нескольких (по выбору) портретов
великих мастеров, характеризуя
цветовой образ произведения.
Получать навыки создания
различными материалами портрета в
цвете.
- Узнавать и называть несколько
портретов великих мастеров
европейского и русского искусства.
Понимать значение великих

портретистов для характеристики
эпохи и её духовной ценностей.
Рассказывать об истории жанра
портрета как о последовательности
изменений представлений о человеке и
выражения духовных ценностей эпохи.
Рассуждать о соотношении личности
портретируемого и авторской позиции
художника в портрете.
Приобретать творческий опыт и новые
умения в наблюдении и создании
композиционного портретного образа
близкого человека (или автопортрета).
- Получать представления о задачах
изображения человека в европейском
искусстве XX века.
Узнавать и называть основные вехи в
истории развития портрета в
отечественном искусстве XX века.
Приводить примеры известных
портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и
композиционных средствах его
выражения в портрете.
Интересоваться, будучи художником,
личностью человека и его судьбой.

Человек и пространство в
изобразительном искусстве

Знать и называть жанры в
изобразительном искусстве.
Объяснять разницу между
предметом изображения, сюжетом
и содержанием изображения.
Объяснять, как изучение развития
жанра в изобразительном искусстве
даёт возможность увидеть
изменения в видении мира.
Рассуждать о том, как, изучая
историю изобразительного жанра,
мы расширяем рамки собственных
представлений о жизни, свой
личный жизненный опыт.
Активно участвовать в беседе по
теме.
- Получать представления о
различных способах изображения
пространства, о перспективе как о
средстве выражения в
изобразительном искусстве разных
эпох.
Рассуждать о разных способах
передачи перспективы в
изобразительном искусстве как
выражении различных
мировоззренческих смыслов.
Различать в произведениях

8

искусства различные способы
изображения пространства.
Получать представление о
мировоззренческих основаниях
правил линейной перспективы как
художественного изучения реально
наблюдаемого мира.
Наблюдать пространственные
сокращения (в нашем восприятии)
уходящих вдаль предметов.
Приобретать навыки (на уровне
общих представлений) изображения
перспективных сокращений в
зарисовках наблюдаемого
пространства.
- Объяснять понятия «картинная
плоскость», «точка зрения», «линия
горизонта», «точка схода»,
«вспомогательные линии».
Различать и характеризовать как
средство выразительности высокий
и низкий горизонт в произведениях
изобразительного искусства.
Объяснять правила воздушной
перспективы.
Приобретать навыки изображения
уходящего вдаль пространства,
применяя правила линейной и
воздушной перспективы.
- Узнавать об особенностях
эпического и романтического
образа природы в произведениях
европейского и русского искусства.
Уметь различать и характеризовать
эпический и романтический образы
в пейзажных произведениях
живописи и графики.
Творчески рассуждать, опираясь на
полученные представления и своё
восприятие произведений
искусства, о средствах выражения
художником эпического и
романтического образа в пейзаже.
Экспериментировать на основе
правил линейной и воздушной
перспективы в изображении
большого природного
пространства.
- Получать представления о том,
как понимали красоту природы и
использовали новые средства
выразительности в живописи XIXв.

Характеризовать направления
импрессионизма и
постимпрессионизма в истории
изобразительного искусства.
Учиться видеть, наблюдать и
эстетически переживать
изменчивость цветового состояния
и настроения в природе.
Приобретать навыки передачи в
цвете состояний природы и
настроения человека.
Приобретать опыт
колористического видения,
создания живописного образа
эмоциональных переживаний
человека.
- Получать представление об
истории художественного образа
природы в русской культуре.
Называть имена великих русских
живописцев и узнавать известные
картины А.Венецианова,
А.Саврасова, И.Шишкина,
И.Левитана.
Характеризовать особенности
понимания красоты природы в
творчестве И.Шишкина,
И.Левитана.
Уметь рассуждать о значении
художественного образа
отечественного пейзажа в развитии
чувства Родины.
Формировать эстетическое
восприятие природы как
необходимое качество личности.
Приобретать умения и творческий
опыт в создании композиционного
живописного образа пейзажа своей
Родины.
Принимать посильное участие в
сохранении культурных
памятников.
- Получать представление о
произведениях графического
пейзажа в европейском и
отечественном искусстве.
Развивать культуру восприятия и
понимания образности в
графических произведениях.
Рассуждать о своих впечатлениях и
средствах выразительности в
произведениях пейзажной графики,

о разнообразии образных
возможностей различных
графических техник.
Приобретать навыки
наблюдательности, интерес к
окружающему миру и его
поэтическому видению путём
создания графических зарисовок.
Приобретать навыки создания
пейзажных зарисовок.
- Получать представление о
развитии жанра городского пейзажа
в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия
образности городского
пространства как выражения
самобытного лица культуры и
истории народа.
Приобретать навыки эстетического
переживания образа городского
пространства и образа в
архитектуре.
Знакомиться с историческими
городскими пейзажами Москвы,
Санкт-Петербурга, родного города.
Приобретать новые
композиционные навыки, навыки
наблюдательной перспективы и
ритмической организации
плоскости изображения.
Овладеть навыками
композиционного творчества в
технике коллажа.
Приобретать новый
коммуникативный опыт в процессе
создания коллективной творческой
работы.
- Уметь рассуждать о месте и
значении изобразительного
искусства в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.
Получать представление о
взаимосвязи реальной
действительности и её
художественного отображения, её
претворении в художественны
образ.
Объяснять творческий и
деятельностный характер
восприятия произведений искусства
на основе художественной
культуры зрителя.

Узнавать и называть авторов
известных произведений, с
которыми познакомились в течение
учебного года.
Участвовать в беседе по материалу
учебного года.
Участвовать в обсуждении
творческих работ учащихся.
Итого
7 класс

Художник – дизайн –
архитектура. Искусство
композиции – основа
дизайна и архитектуры

Знакомство с многообразным
миром конструктивных искусств.
Знать:
— как анализировать произведения
архитектуры и дизайна;
— о месте конструктивных
искусств в ряду пластических
искусств, их общее начало и
специфику;
— особенности образного языка
конструктивных видов искусства.
единство функционального и
художественного начал;
— основные этапы развития и
истории архитектуры и дизайна,
тенденции современного
конструктивного искусства.
Уметь:
— гармонично сбалансировать
композиции из трех
прямоугольников;
- передавать в работе (выражать)
свое настроение (ощущение) и
состояние от происходящего в
природе, картинах жизни;
- применять цвет в графических
композициях как акцент или
доминанту.
Различать «архитектуры шрифта и
особенности шрифтовых гарнитур.
Применять печатное слово,
типографическую строчку в
качестве элементов графической
композиции
Создавать творческую работу в
материале.
Понимать информационную
цельность синтеза слова и
изображения.
Знать элементы, составляющие
конструкцию и художественное
оформление книги, журнала.
Уметь выбирать и использовать

34
8

разные способы компоновки
книжного и журнального разворота.
Создавать практическую
творческую работу в материале.
Художественный язык
конструктивных искусств.
В мире вещей и зданий

Город и человек.
Социальное значение
дизайна и архитектуры в
жизни человека

Уметь:
— конструировать
объемнопространственные
композиции;
— моделировать в своих
творческих работах архитектурнодизайнерские объекты, основные
этапы художественнопроизводственного процесса в
конструктивных искусствах;
— работать по памяти, с натуры
и по воображению над зарисовкой и
проектированием конкретных
зданий и внешней среды;
— конструировать основные
объемно-пространственные
объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и
глубинно-пространственную
композиции.
Освоение композиционнометафорических
принципов в инсталляции («деталь
вместо целого», смысловая
крупность планов, монтажный
контрапункт и др.) при оформлении
витрин, спектаклей, фотоколлажей
и плакатов.
Развитие творческого воображения.
Уметь создавать творческие
проекты новых функций для старых
вещей.
Развитие представления о влиянии
цвета на восприятие формы.
Знать законы композиции;
Умелое владение графическими
материалами., компьютерной
графикой.
Уметь отражать в эскизном проекте
дизайна интерьера образноархитектурного композиционного
замысла.
Знать: различные композиционные
виды планировки города:
замкнутая, радиальная, кольцевая,
свободно-разомкнутая,
асимметричная, прямоугольная и

9

8

Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное
проектирование

др. Понимать: Роль цветовой среды
Знать принципы создания
информативного комфорта
городской среды: устройство
пешеходных зон в городах,
установка городской мебели
(скамьи, диваны и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков
локального озеленения и т.д.
Уметь различать архитектурный
«остов» интерьера.
Знать историчность и социальность
интерьера.
Овладение технологиями
макетирования путём введения в
технику бумагопластики различных
материалов и фактур (ткань,
проволока, фольга, древесина,
стекло и тд.) для создания
архитектурно-ландшафтных
объектов (лес, водоём, дорога, газон
и тд.)
Знать природно-экологические,
историко-социальные и иные
параметры, влияющие на
композиционную планировку
города.
Совершенствовать умение работать
с разными материалами.
Узнавать о различных вариантах
планировки территории сада.
Приобретать общее представление
о технологии создания одежды.
Уметь применять законы
композиции в процессе создания
одежды (силуэт, линия, фасон).
Формирование способности
активно применять полученные
навыки композиционного
творчества в собственной
жизненной практике: при выборе
костюма, прически или создании
интерьера своей комнаты
Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Стереотип и
китч.
Азбука визажистики и
парикмахерского стилизма. Бодиарт и татуаж как мода.
Формирование способности видеть
искусство вокруг себя.
Формирование умения вступать и

9

вести диалог.
Итого
8 класс

Художник и искусство
театра. Роль изображения в
синтетических искусствах

Понимать специфику изображения
и визуально-пластической
образности в театре и на
киноэкране.
Получать представления о
синтетической природе и
коллективности творческого
процесса в театре, о роли
художника-сценографа в
содружестве драматурга, режиссера
и актера.
Узнавать о жанровом многообразии
театрального искусства.
Понимать соотнесение правды и
условности в актерской игре и
сценографии спектакля.
Узнавать, что актер - основа
театрального искусства и носитель
его специфики.
Представлять значение актера в
создании визуального облика
спектакля.
Понимать, что все замыслы
художника и созданное им
оформление живут на сцене только
через актера, благодаря его игре.
Получать представление об истории
развития театра, эволюции
театрального здания и устройства
сцены.
Узнавать, что образное решение
сценического пространства
спектакля и облика его персонажей
составляют основную, творческую
задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой
работе художника-живописца и
сценографа.
Осознавать отличие бытового
предмета и среды от их
сценических аналогов.
Приобретать представление об
исторической эволюции
театрально-декорационного
искусства и типах сценического
оформления и уметь их творчески
использовать в своей сценической
практике.
Представлять многообразие типов
современных сценических зрелищ и

34
8

художнических профессий людей,
участвующих в их оформлении.
Получать представление об
основных формах работы
сценографа, об этапах их
воплощения на сцене в содружестве
с бутафорами, пошивочными,
декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные
знания о типах оформления сцены
при создании школьного спектакля.
Понимать и объяснять условность
театрального костюма и его
отличия от бытового.
Представлять, каково значение
костюма в создании образа
персонажа и уметь рассматривать
его как средство внешнего
перевоплощения актера.
Уметь применять в практике
любительского театра
художественно-творческие умения
по созданию костюмов для
спектакля из доступных
материалов, понимать роль детали в
создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей
выразительности костюма и его
стилевого единства со
сценографией спектакля, частью
которого он является.
Понимать и объяснять, в чем
заключается ведущая роль
художника кукольного спектакля
как соавтора режиссера и актера в
процессе создания образа
персонажа.
Представлять разнообразие кукол и
уметь пользоваться этими знаниями
при создании кукол для
любительского спектакля, участвуя
в нем в качестве художника,
режиссера или актера.
Понимать единство творческой
природы театрального и школьного
спектакля.
Осознавать специфику спектакля
как неповторимого действа,
происходящего здесь и сейчас, т.е.
на глазах у зрителя - равноправного
участника сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую

Эстафета искусств: от
рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных
искусств и технологий.

культуру, от которой зависит
степень понимания спектакля и
получения эмоциональнохудожественного впечатления катарсиса.
Понимать специфику изображения
в фотографии, его эстетическую
условность, несмотря на все его
правдоподобие.
Различать особенности
художественно-образного языка, на
котором "говорят" картина и
фотография.
Осознавать, что фотографию делает
искусством не аппарат, а человек,
снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном
соотношении объективного и
субъективного в изображении мира
на картине и на фотографии.
Понимать и объяснять, что в основе
искусства фотографии лежит дар
видения мира, умение отбирать и
запечатлевать в потоке жизни ее
неповторимость в большом и
малом.
Владеть элементарными основами
грамоты фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и
точки съемки, ракурса и крупности
плана как художественновыразительных средств
фотографии.
Уметь применять в своей
съемочной практике ранее
приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета,
глубины пространства и т.д.
Понимать и объяснять роль света
как художественного средства в
искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением для
передачи объема и фактуры вещи
при создании художественновыразительного фотонатюрморта.
Приобретать навыки
композиционной и тональной
обработки фотоснимка при помощи
различных компьютерных
программ.
Осознавать художественную
выразительность и визуально-

8

эмоцианальную неповторимость
фотопейзажа и уметь применять в
своей практике элементы
операторского мастерства при
выборе момента съемки природного
или архитектурного пейзажа с
учетом его световыразительного
состояния.
Анализировать и сопоставлять
художественную ценность чернобелой и цветной фотографии, в
которой природа цвета
принципиально отлична от природы
цвета в жизни.
Приобретать представление о том,
что образность портрета в
фотографии достигается не путем
художественного обобщения, а
благодаря точности выбора и
передаче характера и состояния
конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского
мастерства при съемке
фотопортрета.
Снимая репортажный портрет,
уметь работать оперативно и
быстро, чтобы захватить мгновение
определенного душевнопсихологического состояния
человека.
При съемке постановочного потрета
уметь работать с освещением для
передачи характера человека.
Понимать и объяснять значение
информационно-эстетической и
историко-документальной ценности
фотографии.
Осваивать навыки оперативной
репортажной съемки события и
учиться владеть основами
операторской грамоты,
необходимой в жизненной
практике.
Уметь анализировать работы
мастеров отечественной и мировой
фотографии, осваивая школу
операторского мастерства во всех
фотожанрах, двигаясь в своей
практике от фотозабавы к
фототворчеству.
Осознавать ту грань, когдапри
компьютерной обработке

Фильм - творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве
кино?

фотоснимка исправление его
отдельных недочетов и
случайностей переходит в
искажение запечатленного
реального события и подменяет
правду факта его компьютерной
фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими
компьютерными технологиями,
повышая свой творческий уровень.
Развивать в себе художнические
способности, используя для этого
компьютерные технологии и
Интернет.
Понимать и объяснять
синтетическую природу фильма,
которая рождается благодаря
многообразию выразительных
средств, используемых в нем,
существованию в композиционнодраматургическом единстве
изображения, игрового действа,
музыки и слова.
Приобретать представление о кино
как о пространственно-временном
искусстве, в котором экранное
время и все изображаемое в нем
являются условностью.
Знать, что спецификой языка кино
является монтажное построение
изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории
кино и его эволюции как искусства.
Приобретать представление о
коллективном процессе создания
фильма, в котором участвуют не
только творческие работники, но и
технологи, инженеры и
специалисты многих иных
профессий.
Понимать и объяснять, что
современное кино является
мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение
изобразительного строя является
результатом совместного
творчества режиссера, оператора и
художника.
Приобретать представление о роли
художника-постановщика в
игровом фильме, о творческих
задачах, стоящих перед ним, и о

11

многообразии художнических
профессий в современном кино.
Осознавать единство природы
творческого процесса в фильме
блок-бастере и домашнем
видеофильме.
Приобретать представление о
значении сценария в создании
фильма как записи его замысла и
сюжетной основы.
Осваивать начальные азы
сценарной записи и уметь
применять в своей творческой
практике его простейшие формы.
Излагать свой замысел в форме
сценарной записи или раскадровки,
определяя в них монтажносмысловое построение кинослова и
кинофразы.
Приобретать представление о
творческой роли режиссера в кино,
овладевать азами режиссерской
грамоты, чтобы применять их в
работе над своими видеофильмами.
Приобретать представление о
художнической природе
операторского мастерства и уметь
применять полученные ранее
знания по композиции и
построению кадра.
Овладевать азами операторской
грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа, чтобы
эффективно применять их в работе
над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с
точки зрения режиссерского,
монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино, чтобы
пополнять багаж своих знаний и
творческих умений.
Приобретать представление об
истории и художественной
специфике анимационного кино.
Учиться понимать роль и значение
художника в создании
анимационного фильма и
реализовывать свои художнические
навыки и знания при съемке.
Узнавать технологический
минимум работы на компьютере в
разных программах, необходимых

Телевидение - пространство
культуры? Экран - искусство
- зритель.

для создания видеоанимации и ее
монтажа.
Приобретать представление о
различных видах анимационных
фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарнорежиссерские навыки при
построении текстового и
изобразительного сюжета, а также
звукового ряда своей
компьютерной анимации.
Давать оценку своим работам и
работам одноклассников в процессе
их коллективного просмотра и
обсуждения.
Узнавать, что телевидение прежде
всего является средством массовой
информации, транслятором самых
различных событий и зрелищ, в том
числе и произведение искусства, не
будучи при этом новым видом
искусства.
Понимать многофункциональное
назначение телевидения как
средства не только информации, но
и культуры, просвещения,
развлечения и т.д.
Узнавать, что неповторимую
специфику телевидения составляет
прямой эфир, т.е. сиюминутное
изображение на экране реального
события, совершающегося на
наших глазах в реальном времени.
Получать представление о
разнообразном жанровом спектре
телевизионных передач и уметь
формировать собственную
программу телепросмотра, выбирая
самое важное и интересное, а не
проводить все время перед экраном.
Осваивать общность творческого
процесса при создании любой
телепередачи и
кинодокументалистики.
Приобретать и использовать опыт
документальной съемки и
тележурналистики для
формирования школьного
телевидения.
Понимать, что кинонаблюдение –
это основа документального
видеотворчества как на

7

телевидении, так и в любительском
видео.
Приобретать представление о
различных формах операторского
кинонаблюдения в стремлении
зафиксировать жизнь как можно
более правдиво, без специальной
подготовки человека к съемке.
Понимать эмоционально-образную
специфику и операторскую грамоту
творчества в практике создания
видеоэтюда.
Представлять и объяснять
художественные различия
живописного пейзажа, портрета и
их киноаналогов, чтобы при
создании видеоэтюдов с
наибольшей полнотой передать
специфику киноизображения.
Понимать информационнорепортажную специфику жанра
видеосюжета и особенности
изображения в нем события и
человека.
Уметь реализовывать режиссерскооператорские навыки и знания в
условиях оперативной съемки
видеосюжета.
Уметь пользоваться опытом
создания видеосюжета при
презентации своих сообщений в
Интернете.
Получать представление о развитии
форм и киноязыка современных
экранных произведений на примере
создания авторского видеоклипа и
т.п.
Уметь использовать грамоту
киноязыка при создании интернетсообщений.
Всего

136
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с
учетом изменения количества выходных праздничных дней – 23 Февраля, 8 Марта, 1
Мая, 9 Мая или в связи с другими объективными причинами (карантин, погодные
климатические условия).
Календарно-тематическое планирование учебного предмета на уровень основного
общего образования представлено в Приложении.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса
№п/п

1

2

3

4

5

6

Количество
Наименование объектов и
Дидактическое
средств материальноописание
технического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерные программы по
1
учебным предметам.
Изобразительное искусство. 57 классы. Музыка 5-7 классы.
Искусство 8-9 классы, проект.
– 2-е изд. – М.: Просвещение,
2011
Изобразительное искусство.
1
Рабочие программы.
Предметная линия учебников
под редакцией
Б.М.Неменского. 5-8 классы:
учебное пособие для
общеобразоват. организаций /
[Б.М.Неменский,
Л.А.Неменская, Н.А.Горяева,
А.С.Питерских]. – 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2015
Н.А.Горяева,
По
О.В.Островская.
количеству
«Изобразительное
учащихся
искусство.Декоративноприкладное искусство в жизни
человека. 5 класс» под
редакцией Б. М. Неменского. –
8-е изд. – М.: Просвещение,
2009.
Л. А. Неменская.
По
«Изобразительное искусство.
количеству
Искусство в жизни человека. 6
учащихся
класс» под редакцией Б. М.
Неменского. – М.:
Просвещение, 2008.
А. С. Питерских, Г. Е. Гуров.
По
«Изобразительное искусство.
количеству
Дизайн и архитектура в жизни
учащихся
человека. 7-8 классы» под
редакцией Б. М. Неменского. –
2-е изд. – М.: Просвещение,
2009.
Печатные пособия
16
Альбомы по искусству,
репродукции картин

Учебно-практическое оборудование

Обеспечен
ность, %

100

100

-

-

-

100

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
35

36

Альбомы для рисования
Кисти
Карандаши простые
Пластилин
Глина
Карандаши жировые (набор)
Краски школьнооформительские
Фломастеры (набор)
Перья и ручки к ним (набор)
Тушь
Клей ПВА
Гуашь
Краски акриловые
Пастель художественная
Карандаши цветные (набор)
Палитра
Ёмкости для воды
Стеки (набор)
Набор для росписи
Модели и натурный фонд
Гипсовые геометрические
тела:
Гипсовые орнаменты
Античные маски
Капители
Керамические изделия
Предметы быта
Посуда для составления
натюрмортов
Драпировка
Аудиовизуальные средства
Электронная библиотека по
искусству
Средства ИКТ
Компьютер

По
количеству
учащихся

-

1

100

1
1
1
1
1
1

100
100
100
100
100
100

1

100

1

100

1

100


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».