Муниципальное образование Туапсинский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25с.Небуг,им.М.Ф. Тихонова УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №_1__ от 31.08 2023 года Председатель педсовета Ю.В. Янченкова подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению основное общее образование, 5 - 9 классы Количество часов 170 Уровень базовый Учитель Ольга Михайловна Чеботова Программа разработана на основеавторской программы предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ»для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур, А.Н.Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, Краснодар - 2019., переработана и дополнена с учетом требований ФГОС.- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Кубановедение» Предмет «Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В соответствии с приложением к письмуминистерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебногопредмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения учебного предмета «Кубановедение» вводится тематическийраздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа), который реализуется в мае в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение вкаждомклассе. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ • Личностные результаты: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриота: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлоенастоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своегонарода, своего к основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед диной. 2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования. 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира . 4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,языку. вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения. 7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,взрослыми. 8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение кчленам своей семьи. 9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера. • Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательнойдеятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 7. Смысловое чтение. 8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. • Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона. 2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную карги 3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. 4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение. 5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе «Кубановедение»: - в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с изготовлением макетов исторических памятников Кубани. Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учетом перечня умений.навыков, универсальных учебных действий (УУД), возрастных особенное подростков; - в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной игровой деятельностью; - в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы исследовательской работы; - в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты; - в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельно связанную с изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев. Планируемые результаты изучения учебного предмета 5 класс В результате изучения кубановедения в 5 классе ученик должен знать (понимать): - источники информации о своей малой родине; - основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности; - виды хозяйственной деятельности и занятия населения; - религиозные представления и особенности культурного развития первых жителей Кубани; - мифологию народов, населявших Кубань в древности; уметь: - показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий; - определять наиболее известные археологические памятники своей местности; - различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники; - работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности; - отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц; - высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры; - излагать в устной и письменной форме полученные знания по куба-новедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты), занимаясь проектной деятельностью; использовать приобретённые знания и умения в практических целях: - при оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные исторические периоды; - при освоении историко-культурного наследия малой родины. 6 класс В результате изучения кубановедения в 6 классе ученик должен знать (понимать): - источники информации о своей малой родине; - особенности природы Кубани и своей местности; - названия наиболее распространённых растений своей местности и животных обитателей населённых пунктов; - виды хозяйственной деятельности и занятия населения; - характер влияния человека на природу; - этапы (события) истории Кубани с конца IV в. до конца XVI в.; - религиозные представления и особенности культурного развития средневековых жителей Кубани; - фольклор народов, населявших Кубань в Средние века; - художественные произведения, связанные с кубанской тематикой; уметь: - различать первичные источники (летописи (хроники), законы) и вторичные источники (научно-популярная, справочная, художественная литература); - сравнивать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности; - оценивать последствия действий по отношению к живой природе; - работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности; - показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий, давая словесное описание их местоположения; - излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого; использовать приобретённые знания и умения в практических целях: - при определении растений и животных населённого пункта; - при оценке особенностей повседневной жизни населения Кубани в различные исторические периоды; - при освоении художественно-культурного наследия малой родины. 7 класс В результате изучения кубановедения в 7 классе ученик должен знать (понимать): - особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на территории Кубани; - основные формы рельефа, полезные ископаемые, типы почв, особенности климата Краснодарского края. - названия водоёмов и проблемы их охраны от загрязнения; - своеобразие органического мира природных комплексов, отдельные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу; - причины изменения внешнего облика природных зон, проблемы охраны природных компонентов; - происхождение географических названий своей местности; - целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир); - основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII - XVIII вв. в контексте российской истории; - историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы); - обстоятельства пребывания известных путешественников на земле Кубани и их отзывы о нашем крае; литературные произведения, отражающие кубанскую тематику соответствующего периода; - фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в XVII - XVIII вв.; - особенности народного искусства местных этнических общностей; уметь: - показывать на карте расположение природных зон, сформировавшихся на территории края, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий; - характеризовать природные комплексы; - описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов; - оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам; - осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д.; дифференцировать факты и мнения; - реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в XVII - XVIII вв.; - высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения; - понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, что имеет значение для: - понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края; - формирования бережного отношения к природным богатствам; - осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России; - воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани; - выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов. 8 класс В результате изучения кубановедения в 8 классе ученик должен знать/понимать: - целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир); - основные этапы и ключевые события истории Кубани XIX в. в контексте российской истории; - историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы); - причины «языкового разнообразия» Кубани и Черноморья; - факты, связанные с пребыванием известных деятелей науки и культуры на земле Кубани, и содержание их отзывов о нашем крае; - литературные произведения, отражающие кубанскую тематику; - фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в XIX в.; - особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей; уметь: осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); дифференцировать факты и мнения; - реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в XIX в.; - объяснять происхождение местных топонимов, названий природноклиматических явлений, этнографических понятий; - формировать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани и её видным деятелям, аргументировать собственную точку зрения; - понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: - познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России; - воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа; - общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов. 9 класс В результате изучения кубановедения в 9 классе ученик должен знать (понимать): - основные этапы и ключевые события истории Кубани XX в. в контексте российской истории; - этнополитическую историю Кубани; - историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы); - литературные и музыкальные произведения, отражающие кубанскую тематику; - культурное наследие народов, населявших Кубань в XX в.; - уровень социально-экономического развития Краснодарского края и своей местности на современном этапе; - открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки; уметь: - осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); сопоставлять оценку фактов, предложенную в учебнике, с другими подходами; - предлагать собственные решения проблем современности; аргументировать свою точку зрения; - применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни; - использовать полученную информацию для личностного и профессионального самоопределения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: • познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России; • формирования уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа; • общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов; • воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию. 2. Содержание учебного предмета:содержание обучения, требования к подготовке учащихся по кубановедению в полном объеме совпадают с программой предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5 -9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края авторы – составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутко, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур, А.Н.Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, 2017. 3.Таблица тематического распределения количества часов по кубановедению Количество часов 9 класс 8 класс 7 класс 6класс Разделы, темы Рабочая программа по классам 5класс № п/п Примерная или авторская программа Наличие тем 7 4 3 4 6 6 Объем часов на прохождение всех тем 68 34 34 34 34 34 1 1 1 1 Объем часов на прохождение каждой темы 5 класс Введение 1 1 1. Раздел IКубань в эпоху каменного века 5 5 2. Раздел II.Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей Духовные истоки Кубани 5 5 8 8 10 10 3. 4. 5. 6. Итоговое повторение и проектная деятельность 4 1 6 класс 4 1 7. Введение 1 1 8. 9. 10. Раздел I.Природа Малой Родины Раздел II.История Кубани (IV – XIV вв.) Раздел III. Культура народов Прикубанья в средние века Раздел IV. Духовные истоки Кубани Итоговое повторение и проектная деятельность ИТОГО 8 13 7 8 13 7 4 1 4 1 34 34 11. 12. 13. 7 класс 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Введение Раздел I.Природа Кубани .Природо – хозяйственные комплексы Итоговое повторение и проектная деятельность Раздел II.Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII – XVIII вв. Раздел III. История Кубани в конце XVI – XVII вв. Итоговое повторение и проектная деятельность Раздел IV. Кубань в «Книге Большому чертежу» в записках путешественников, документах. Раздел V. Духовные истоки Кубани 1 10 1 10 1 1 13 13 1 1 3 3 4 4 Итоговое повторение и проектная деятельность ИТОГО 1 1 34 34 8 класс 24. Введение 1 1 25. 8 8 1 1 12 1 12 1 6 6 1 1 31. Раздел I. Физико – географический портрет кубанского региона. Итоговое повторение и проектная деятельность. Раздел II. История Кубани в XVIII вв. Итоговое повторение и проектная деятельность. Раздел III. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья. Итоговое повторение и проектная деятельность. Раздел IV. Духовные истоки Кубани 4 4 32. ИТОГО 34 34 26. 27. 28. 29. 30. 9 класс 33. Введение 1 1 34. Раздел I. Кубань в первой половины XIX в. 7 7 35. 12 12 4 4 5 5 1 1 39. Раздел II. Кубань вовторой половины XIXвв. Раздел III. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани. Раздел IV. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 – 1913 гг. Итоговое повторение и проектная деятельность. Раздел V. Духовные истоки Кубани 4 4 40. ИТОГО 34 170 34 34 36. 37. 38. Всего 34 34 34 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШТЛ естественных дисциплин Заместитель директора по УВР Скорикова Я.Д. СОШ № 25 ______ подпись от ___________ 20__ года № 1 Ф.И.О. Чунтыжева М.А. ______________ 20__ года _________ подпись руководителя 34