раб.программа кубановедение 5-9

Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25с.Небуг,им.М.Ф. Тихонова
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_1__
от 31.08 2023 года
Председатель педсовета
Ю.В. Янченкова
подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
основное общее образование, 5 - 9 классы
Количество часов 170
Уровень базовый
Учитель

Ольга Михайловна Чеботова

Программа разработана на основеавторской программы предмета
«КУБАНОВЕДЕНИЕ»для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
Краснодарского края, авторы-составители: А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, В.Н.Басий,
Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур, А.Н.Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов,
О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, Краснодар - 2019., переработана и
дополнена с учетом требований ФГОС.-

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Кубановедение»
Предмет «Кубановедение» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В
соответствии с приложением к письмуминистерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О
преподавании учебногопредмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в
каждый год обучения учебного предмета «Кубановедение» вводится
тематическийраздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа), который реализуется в
мае в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение
вкаждомклассе.
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
• Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриота: любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлоенастоящее
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своегонарода, своего к основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционныхценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед диной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками
саморазвития и самообразования.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира .
4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,языку. вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных
чувств и нравственного поведения.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,взрослыми.
8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение кчленам своей семьи.
9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера.
• Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательнойдеятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения
учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения и делать выводы.
7. Смысловое чтение.
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
• Предметные результаты:
1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего
региона.
2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную карги
3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т.
4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка,
сравнение.
5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе
«Кубановедение»:
- в 5-м классе предлагается ввести творческие проекты, например, связанные с
изготовлением макетов исторических памятников Кубани.
Возможны варианты коллективных проектов. Темы предложены с учетом перечня
умений.навыков, универсальных учебных действий
(УУД), возрастных особенное подростков;
- в 6-м классе предлагается ввести проекты, связанные с прикладной игровой
деятельностью;
- в 7-м классе предлагается ввести помимо игровой деятельности элементы
исследовательской работы;
- в 8-м классе предлагается ввести исследовательские и творческие проекты;
- в 9-м классе организовать проектно-исследовательскую деятельно связанную с
изучением биографий знаменитых земляков-кубанцев.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
В результате изучения кубановедения в 5 классе ученик должен знать
(понимать):
- источники информации о своей малой родине;
- основные этапы и ключевые события истории Кубани в древности;
- виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
- религиозные представления и особенности культурного развития
первых жителей Кубани;
- мифологию народов, населявших Кубань в древности;
уметь:
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- определять наиболее известные археологические памятники своей местности;
- различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические
источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей
местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических
героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по куба-новедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах,
выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты),
занимаясь проектной деятельностью;
использовать приобретённые знания и умения в практических целях:
- при оценке особенностей повседневной жизни жителей Кубани в различные
исторические периоды;
- при освоении историко-культурного наследия малой родины.
6 класс
В результате изучения кубановедения в 6 классе ученик должен знать
(понимать):
- источники информации о своей малой родине;
- особенности природы Кубани и своей местности;
- названия наиболее распространённых растений своей местности и животных обитателей населённых пунктов;
- виды хозяйственной деятельности и занятия населения;
- характер влияния человека на природу;
- этапы (события) истории Кубани с конца IV в. до конца XVI в.;
- религиозные представления и особенности культурного развития средневековых
жителей Кубани;
- фольклор народов, населявших Кубань в Средние века;
- художественные произведения, связанные с кубанской тематикой;
уметь:

- различать первичные источники (летописи (хроники), законы) и вторичные
источники (научно-популярная, справочная, художественная
литература);
- сравнивать наиболее известные природные объекты, памятники истории и
культуры своей местности;
- оценивать последствия действий по отношению к живой природе;
- работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории
своей местности;
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий,
давая словесное описание их местоположения;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах,
выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
- различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого;
использовать приобретённые знания и умения в практических целях:
- при определении растений и животных населённого пункта;
- при оценке особенностей повседневной жизни населения Кубани в различные
исторические периоды;
- при освоении художественно-культурного наследия малой родины.
7 класс
В результате изучения кубановедения в 7 классе ученик должен знать
(понимать):
- особенности природно-хозяйственных комплексов, сформировавшихся на
территории Кубани;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые, типы почв, особенности
климата Краснодарского края.
- названия водоёмов и проблемы их охраны от загрязнения;
- своеобразие органического мира природных комплексов, отдельные виды
растений и животных, занесённых в Красную книгу;
- причины изменения внешнего облика природных зон, проблемы охраны
природных компонентов;
- происхождение географических названий своей местности;
- целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край,
страна, мир);
- основные этапы и ключевые события истории Кубани XVII - XVIII вв. в
контексте российской истории;
- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);
- обстоятельства пребывания известных путешественников на земле Кубани и их
отзывы о нашем крае;
литературные
произведения,
отражающие
кубанскую
тематику
соответствующего периода;
- фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в
XVII - XVIII вв.;
- особенности народного искусства местных этнических общностей;

уметь:
- показывать на карте расположение природных зон, сформировавшихся на
территории края, расселение народов, основные населённые
пункты, места важнейших исторических событий;
- характеризовать природные комплексы;
- описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши
и водоёмов;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природным
компонентам;
- осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ,
Интернете и т. д.; дифференцировать факты и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в
XVII - XVIII вв.;
- высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории
Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную
точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество
народных мастеров Кубани;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни, что имеет значение для:
- понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов
Краснодарского края;
- формирования бережного отношения к природным богатствам;
- осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального
сообщества и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и
историческим традициям народов Кубани;
- выработки умения общаться с людьми различных национальностей и
религиозных взглядов.
8 класс
В результате изучения кубановедения в 8 классе ученик должен знать/понимать:
- целостность процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край,
страна, мир);
- основные этапы и ключевые события истории Кубани XIX в. в контексте
российской истории;
- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);
- причины «языкового разнообразия» Кубани и Черноморья;
- факты, связанные с пребыванием известных деятелей науки и культуры на земле
Кубани, и содержание их отзывов о нашем крае;
- литературные произведения, отражающие кубанскую тематику;
- фольклор и музыкально-культурное наследие народов, населявших Кубань в
XIX в.;
- особенности народного и декоративно-прикладного искусства местных
этнических общностей;
уметь:

осуществлять поиск социальной информации по краеведческой теме на
различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета,
учебные тексты и другие адаптированные источники); дифференцировать факты
и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе в
XIX в.;
- объяснять происхождение местных топонимов, названий природноклиматических явлений, этнографических понятий;
- формировать своё отношение к наиболее значительным событиям истории
Кубани и её видным деятелям, аргументировать собственную
точку зрения;
- понимать образный язык видов искусства; оценивать творчество народных
мастеров Кубани;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью:
- познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального
сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;
- воспитания уважения и бережного отношения к культурным и историческим
традициям своего народа;
- общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов.
9 класс
В результате изучения кубановедения в 9 классе ученик должен знать
(понимать):
- основные этапы и ключевые события истории Кубани XX в. в контексте
российской истории;
- этнополитическую историю Кубани;
- историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы);
- литературные и музыкальные произведения, отражающие кубанскую тематику;
- культурное наследие народов, населявших Кубань в XX в.;
- уровень социально-экономического развития Краснодарского края и своей
местности на современном этапе;
- открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и
мировой науки;
уметь:
- осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных
носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и
другие адаптированные источники); сопоставлять оценку фактов, предложенную
в учебнике, с другими подходами;
- предлагать собственные решения проблем современности; аргументировать
свою точку зрения;
- применять полученные знания в практической деятельности и повседневной
жизни;
- использовать полученную информацию для личностного и профессионального
самоопределения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью:
• познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального
сообщества и пространства, гражданина Кубани и России;
• формирования уважения и бережного отношения к культурным и историческим
традициям своего народа;
• общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов;
• воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к
художественно-культурному наследию.
2. Содержание учебного предмета:содержание обучения, требования к
подготовке учащихся по кубановедению в полном объеме совпадают с
программой предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5 -9 классов
общеобразовательных учреждений Краснодарского края авторы – составители:
А.А.Зайцев, Л.М.Галутко, В.Н.Басий, Ю.А.Болдырев, Н.А.Гангур, А.Н.Еремеева,
А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.А.Матвеев, Т.А.Науменко, И.А.Терская, 2017.

3.Таблица тематического распределения количества часов
по кубановедению
Количество часов

9 класс

8 класс

7 класс

6класс

Разделы, темы

Рабочая программа по классам

5класс

№ п/п

Примерная
или
авторская
программа

Наличие тем

7

4

3

4

6

6

Объем часов на прохождение всех тем

68

34

34

34

34

34

1

1

1

1

Объем часов на прохождение каждой темы
5 класс
Введение

1

1

1.

Раздел IКубань в эпоху каменного века

5

5

2.

Раздел II.Северо-Западный Кавказ в эпоху
бронзы
Раздел III. Кочевые и оседлые племена
Прикубанья в раннем железном веке
Греческие колонии на берегах Чёрного и
Азовского морей
Духовные истоки Кубани

5

5

8

8

10

10

3.
4.
5.
6.

Итоговое повторение и проектная
деятельность

4
1

6 класс

4
1

7.

Введение

1

1

8.
9.
10.

Раздел I.Природа Малой Родины
Раздел II.История Кубани (IV – XIV вв.)
Раздел III. Культура народов Прикубанья в
средние века
Раздел IV. Духовные истоки Кубани
Итоговое повторение и проектная
деятельность
ИТОГО

8
13
7

8
13
7

4
1

4
1

34

34

11.
12.
13.

7 класс
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.

Введение
Раздел I.Природа Кубани .Природо –
хозяйственные комплексы
Итоговое
повторение
и
проектная
деятельность
Раздел II.Повседневная жизнь и фольклор
адыгов и тюркского населения Кубани и
Черноморья в XVII – XVIII вв.
Раздел III. История Кубани в конце XVI –
XVII вв.
Итоговое
повторение
и
проектная
деятельность
Раздел IV. Кубань в «Книге Большому
чертежу» в записках путешественников,
документах.
Раздел V. Духовные истоки Кубани

1
10

1
10

1

1

13

13

1

1

3

3

4

4

Итоговое повторение и проектная
деятельность
ИТОГО

1

1

34

34

8 класс
24.

Введение

1

1

25.

8

8

1

1

12
1

12
1

6

6

1

1

31.

Раздел I. Физико – географический портрет
кубанского региона.
Итоговое повторение и проектная
деятельность.
Раздел II. История Кубани в XVIII вв.
Итоговое повторение и проектная
деятельность.
Раздел III. Традиционная культура жителей
Кубани и Черноморья.
Итоговое повторение и проектная
деятельность.
Раздел IV. Духовные истоки Кубани

4

4

32.

ИТОГО

34

34

26.
27.
28.
29.
30.

9 класс
33.

Введение

1

1

34.

Раздел I. Кубань в первой половины XIX в.

7

7

35.

12

12

4

4

5

5

1

1

39.

Раздел II. Кубань вовторой половины
XIXвв.
Раздел III. Кубанские страницы русской
классики. Литература Кубани.
Раздел IV. Кубанская область и
Черноморская губерния в 1900 – 1913 гг.
Итоговое повторение и проектная
деятельность.
Раздел V. Духовные истоки Кубани

4

4

40.

ИТОГО

34
170

34
34

36.
37.
38.

Всего

34

34

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШТЛ
естественных дисциплин

Заместитель директора по УВР
Скорикова Я.Д.

СОШ № 25

______
подпись

от ___________ 20__ года № 1

Ф.И.О.

Чунтыжева М.А.

______________ 20__ года

_________

подпись руководителя

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».