Право 10-11

Краснодарский край, МО Туапсинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени М.Ф.Тихонова с. Небуг
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2023 года
Председатель педсовета
____________ Ю.В.Янченкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

праву
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы)
Количество часов – 136
Учитель Данилова Елена Петровна
Программа разработана в соответствии и на основе с ФГОС СОО, ПООП СОО по праву,
одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол №2/16-з от 28 июня 2016 г),ООП СОО МБОУ СОШ №25 им. М.Ф.Тихонова
с.Небуг, утвержденной педагогическим советом от 31 августа 2023 г. протокол №1
на основе авторской программы по «Право. Основы правовой культуры». 10—11
классы. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост. Е.А. Певцова. — М.: ООО
«Русское слово. –2018

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
«Право. Основы правовой культуры»
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое инастоящее
многонационального народа России,уважениегосударственныхсимволов(герб,флаг,гимн);
• Формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционныеправаиобязанности,уважающегозакониправопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности;
• готовностькслужениюОтечеству,егозащите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки
и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
• сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
всоответствиисобщечеловеческимиценностямииидеалами
гражданскогообщества;готовностьиспособностьксамостоятельной,
творческой
и
ответственнойдеятельности;
• толерантное
сознание
и
поведение
в
поликультурном
мире,готовностьиспособностьвестидиалогсдругимилюдьми,достигатьвнёмвзаимопонимания,находить
общиецели исотрудничатьдляихдостижения;
• навыки
сотрудничества
со
сверстниками,
детьми
младшеговозраста,взрослымивобразовательной,общественнополезной,учебноисследовательской,проектнойидругихвидахдеятельности;
• нравственноесознаниеиповедениенаосновеусвоенияобщечеловеческихценностей;
• готовностьиспособностькобразованию,втомчислесамообразованию,напротяжениивсейжизни;со
знательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусловиюуспешной
профессиональной
и
общественнойдеятельности;
• осознанный
выбор
будущей
профессии
ивозможностей
реализациисобственныхжизненныхпланов;отношениекпрофессиональной
деятельности
как
возможности участия врешенииличных,общественных,государственных,общенациональныхпроблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальнойсреды;
• ответственноеотношениексозданиюсемьинаосновеосознанного принятия ценностей семейнойжизни.
Метапредметныерезультаты
• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно
осуществлять,контролироватьикорректироватьдеятельность;использоватьвсевозможныересурсыдлядос
тиженияпоставленных
целейиреализацииплановдеятельности;выбиратьуспешные
стратегиивразличныхситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позициидругих участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;способностьиготовностьксамостоятельномупоиску методов решения
практических задач, применению различных методовпознания;
• готовностьиспособностьксамостоятельнойинформационнопознавательнойдеятельности,включаяумениеориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемуюиз различныхисточников;
• умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационныхтехнологийврешениикогнитивных,коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,техникибезопасности,гигиены,ресурсосбережения,правовыхиэтическихнорм,норминформ
ационнойбезопасности;

• умениеопределятьназначениеифункцииразличныхсоциальныхинститутов;
• умениесамостоятельнооцениватьиприниматьрешения, определяющие стратегию поведения с

учётом гражданских и нравственныхценностей;
• владениеязыковымисредствами—умениеясно,логично
иточноизлагатьсвоюточкузрения,использоватьадекватные языковыесредства;
• владениенавыкамипознавательнойрефлексиикакосознаниясовершаемыхдействийимыслительны
хпроцессов,их
результатовиоснований,границсвоегознанияинезнания,новыхпознавательныхзадачисредствихдостиже
ния.
Предметные результаты
На базовом уровне
• Сформированность представлений о понятии государства, егофункциях,механизмеиформах;
• владениезнаниямиопонятииправа,источникахинормах права, законности,правоотношениях;
• владение знаниями о правонарушениях и юридическойответственности;
• сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства,
владение знаниями обосновах правового статуса личности в РоссийскойФедерации;
• сформированность
общих
представлений
о
разных
видах
судопроизводства,правилахпримененияправа,разрешения конфликтов правовымиспособами;
• сформированность основ правового мышления;
• сформированность знаний об основ административного, гражданского, трудового, уголовного права;
• понимание юридической деятельности; ознакомлениесо спецификой основных юридически
хпрофессий;
• сформированностьуменийприменятьправовыезнания
дляоцениванияконкретныхправовыхнормсточкизренияих соответствия законодательству Российской
Федерации;
• сформированность
навыков
самостоятельного
поиска
правовойинформации,уменийиспользоватьрезультатывконкретныхжизненныхситуациях.
• сформированностьпредставленийоролиизначенииправа
какважнейшегосоциальногорегулятораиэлементакультуры общества;
• владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическомобществе;
• сформированностьпредставленийосистемеиструктуре
права,
правоотношениях,
правонарушениях и юридической ответственности;
• владениезнаниямиороссийскойправовойсистеме,особенностях еёразвития;
• сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном
видахсудопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовымиспособами;
• сформированность правового мышления испособности различать соответствующие виды
правоотношений,правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов
восстановления нарушенныхправ;
• сформированностьзнанийобобщихпринципахинормах,
регулирующихгосударственноеустройствоРоссийскойФедерации,
конституционный
статус
государственной
власти
и
системуконституционныхправисвободвРоссийскойФедерации,
механизмыреализацииизащитыправгражданиюридическихлиц;
• пониманиеюридическойдеятельностикакформыреализацииправа;ознакомлениесоспецификойос
новныхюридическихпрофессий;
• сформированностьуменийприменятьправовыезнания для оценивания конкретных правовых
норм
с
точки
зрения
ихсоответствиязаконодательствуРоссийскойФедерации,выработкиидоказательнойаргументациисобств
еннойпозиции в конкретных правовых ситуациях с использованиемнормативныхактов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»(углублённый уровень) 10—11 КЛАССЫ
(136 ч)
10 КЛАСС (68часов)
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (6 ч)
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус,
судья. Информация и право. Теории происхождения права.Закономерности возникновения права.
Исторические
особенности
зарождения
прававразличныхуголкахмира.Происхождениеправавгосударствах Древнего Востока, Древней Греции,
Древнего
Рима,
удревнихгерманцевиславян.Правоиосновныетеорииегопонимания.Нормыправа.Основныепринципыпр
ава.Презумпциииаксиомыправа.Системарегулированияобщественных отношений. Механизм правового
регулирования.
Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация.
Информацияиндивидуальноправового
характера.
Неофициальная
правовая
информация.
Мононормы.Правопонимание.Естественноеправо.Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы
права.Презумпция.Правовыеаксиомы.Юридическиефикции.Социальные
нормы.Обычаи.Религиозныенормы.Групповыенормы.Корпоративные нормы.Санкции.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (11 ч)
Понятиеисистемаправа.Правовыенормыииххарактеристики.Классификациянормправа,структура
правовойнормы.
Способыизложениянормправавнормативныхправовыхактах.Институтыправа.Отраслиправа.Методыпра
вовогорегулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.
Источникиправа.Правовойобычай.Юридическийпрецедент.Договорыкакформавыраженияволиуч
астниковправоотношений,ихвиды.Нормативныйправовойакт.Видынормативныхправовыхактов.Действ
иенормправавовремени, впространствеипокругулиц.Систематизациянормативных правовыхактов.
Понятиереализацииправаиеёформы.Этапыиособенности
примененияправа.Правиларазрешенияюридическихпротиворечий.Сущностьиназначениетолкованияпр
ава.Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права ианалогиязакона.
Понятия.Системаправа.Нормаправа.Гипотеза.Диспозиция.
Санкция.
Институт
права.
Субинститут.
Отрасльправа.
Предмет
правового
регулирования.
Частное
право.
Публичноеправо.Материальноеправо.Процессуальноеправо.Законодательная
инициатива.
Юридическая техника.Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт.
Локальныйнормативныйакт.Кодификация.Инкорпорация.
Консолидация.Учёт.Применениеправа.Актпримененияправа.Реализацияправа.Использованиеправа.Со
блюдениеправа.Применениеправа.Акт толкованияправа.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (14 ч)
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.
Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки.
Видыправонарушений.Функцииюридическойответственности.Принципыюридической ответственности.
Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.
Обстоятельства, исключающие преступностьдеяния.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология.
Правовая идеология. Правовая культура.
Понятие
правовой
системы
общества.Романо-германская
правоваясемья.Англосаксонскаяправоваясемья.Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая
семья.Особенностиправовой системы в России.
Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право.
Юридическая
обязанность.
Правонарушение.
Состав
правонарушения.
Субъект

правонарушения.Объектправонарушения.Объективнаясторонаправонарушения.Субъективнаясторонап
равонарушения.Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки
(штрафа).
Срок
давности.
Необходимаяоборона.
Крайняянеобходимость.Правовыезнания.Правовыеэмоции.
Правоваяустановка.Правовыеценности.Ценностныеориентации.Правоваякультура.Правовойнигилизм.
Правовойидеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Правосправедливости.
Промежуточный контроль (1 ч)
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (19 ч)
Понятие
государства
и
его
признаки.
Подходы
кпониманиюгосударства.Жизньлюдейвдогосударственныйпериод. Происхождение древневосточного
государства.
Происхождение
античного
государства.
Происхождение
государства
удревнихгерманцевиславян.Теориипроисхождениягосударства:
теологическая,
патриархальная,
ирригационная,
договорная,
марксистская,
теория
насилия.
Признакигосударства.Сущностьгосударства.Функциигосударства.Виды
функцийгосударства.Формагосударстваиеёэлементы.Монархия как форма правления. Республика как
форма
власти.
Государственное
устройство.
Политический
режим.
Государственныймеханизмиегоструктура.Государственный орган и его признаки. Глава государства.
Законодательная
власть.
Исполнительная
власть.
Судебная
власть.
Местное
самоуправление.Принципыместногосамоуправления.Правовоегосударствоиегосущность.Признакипр
авовогогосударства.
КонституцияРоссийскойФедерации—основнойзаконгосударства.
Структура
Конституции
Российской
Федерации.
Основы
конституционного
строя
России.
Эволюцияпонятия«гражданство».Порядокприобретенияипрекращенияроссийскогогражданства.Правов
ойстатусчеловекавдемократическомправовомгосударстве.Избирательныесистемыиихвиды.
Референдум. Выборы Президента РоссийскойФедерации.
Понятия.Государство.Род.Деспотия.Естественноесостояниечеловека.Производственныеотношени
я.Общественно-экономическая
формация.
Суверенитет
(государственный,
народа,
национальный).Сущностьгосударства.Политическаясистема
общества.Глобальныепроблемы.Функциигосударства.Задачигосударства.Формагосударства.Формапра
вления.Монархия.Республика.Парламентарнаяреспублика.Президентская
республика.Формагосударственногоустройства.Федерация.
Унитарноегосударство.Конфедерация.Политическийрежим.
Механизм
государства.
Орган
государства.
Правовой
иммунитет.Правительство.Гражданскоеобщество.Правовоегосударство.Гражданство.Гражданин.Иност
ранныйгражданин.
Лицо
без
гражданства.
Двойное
гражданство.
Правовой
статус.
Праваисвободычеловека.Налог.Сбор.Альтернативнаягражданская служба. Избирательная система.
Активное избирательное право. Пассивное избирательноеправо.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ
И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (7 ч)
Защитаправчеловекавгосударстве.Судебнаясистема.КонституционныйсудРоссийскойФедерации.Су
дыобщейюрисдикции.
Мировые
суды.
Порядок
осуществленияправосудия
всудахобщейюрисдикции.Арбитражныесуды.ПравоохранительныеорганыРоссийскойФедерации.Систе
маорганов внутреннихдел.Прокуратураиеёдеятельность.ОрганыФедеральной службы безопасности
Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная
служба
охраны,
Федеральная
служба
исполнениянаказаний,
Федеральнаяслужбасудебныхприставов,Федеральная
миграционнаяслужба,ФедеральнаяслужбаРФпоконтролюзаоборотомнаркотиков,Федеральнаяналогова
яслужба,Федеральная таможеннаяслужба.
Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация.
Исковое
заявление.
Истец.Ответчик.Доказательства.Полиция.Заявление
о
преступлении.
Контрразведывательнаядеятельность.
Промежуточный контроль (1 ч)
Резерв свободного учебного времени (9 ч)

11 КЛАСС (68ч)
Тема 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (16 ч)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского
права.
Виды
субъектов
гражданскихправоотношений.Физическоелицокаксубъект
права.Юридическиелицакаксубъектыправа.Понятиесделкииеёвиды.Формысделок.Основаниянедейст
вительности сделок.Представительствовсделках.Доверенностьиеёвиды. Понятие обязательства.
Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров.
Порядок
заключения,
изменения
и
расторжения
договоров.
Отдельныевидыобязательств.Понятиеправасобственности.
Основаниявозникновенияправасобственности.Понятиеправа
интеллектуальной
собственности.
Интеллектуальные
права
(исключительные—имущественные;
неимущественные;
иные—
праводоступа, правоследования). Авторскоеправо. Смежные права. Право охраны нетрадиционных
объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации
участников
гражданского
оборота.
Понятие
общейсобственности.Защитаправасобственности.Защитачести,достоинстваиделовойрепутации.Понятиегр
ажданско-правовойответственности.Видыгражданскоправовойответственности.Способызащитыгражданскихправ.
Предпринимательствоипредпринимательскоеправо.Правовые
средства
государственного
регулированияэкономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Хозяйственные
товарищества.
Хозяйственные
общества.Производственныйкооператив(артель).Унитарное предприятие. Правовое регулирование
защиты
предпринимательской
деятельности
и
прав
предпринимателей.
Права
потребителей.Защитаправпотребителейпризаключениидоговоров на оказание услуг. Сроки
предъявления
претензий.
Защита
правпотребителей.Понятиеисущностьнаследования.Правиланаследованиянаоснованиизавещания.Фо
рмызавещания. Наследованиепозакону.
Понятия.
Гражданское
право.
Вещь.
Информация.Коммерческаятайна.Физическоелицо.Гражданскаяправоспособность.
Гражданская
дееспособность.
Полная
дееспособность.Юридическоелицо.Общаяправоспособность.Специальнаяправоспособность.Двусторонн
яяреституция.Сделка.Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право
собственности.
Вещное
право.
Общая
долевая
собственность.
Общаясовместнаясобственность.Виндикационныйиск.Добросовестныйприобретатель.Негаторныйиск.И
скопризнанииправа
собственности.Личныенеимущественныеправа.Деловаярепутация.Честь.Достоинство.Клевета.Оскорбле
ние.Исковаядавность.
Моральный
вред.
Гражданско-правовая
ответственность.
Убытки.Реальныйущерб.Упущеннаявыгода.Деликт.Предпринимательскоеправо.Предпринимательскаяд
еятельность.Коммерческая
организация.
Полное
товарищество.
Товарищество
на
вере.Обществосограниченнойответственностью.Акционерное общество. Общество с дополнительной
ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.
Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества.
Наследование.
Наследник.Наследодатель.Завещание.Правонаобязательную
долю.Времяоткрытия
наследства.Местооткрытиянаследства.
Тема 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (4 ч)
Порядокзаключениябрака.Расторжениебрака.Имущественныеиличныенеимущественныеправас
упругов.Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Понятия.Семья.Брачныйдоговор.Дети-сироты.Дети,оставшиеся без попеченияродителей.
Тема 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (1 ч)
Жилищныеправоотношения.Реализациягражданамиправа на жильё.
Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация.

Тема 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО (9 ч)
Понятие
трудового
права.
Принципы
и
источники
трудовогоправа.Коллективныйдоговор.Трудовоесоглашение.Занятостьибезработица.Занятостьитруд
оустройство.Порядок
взаимоотношений
работников
и
работодателей.
Трудовойдоговор.Гарантииприприёменаработу.Порядокиусловиярасторжения трудового договора.
Расторжение трудового договора по инициативеработодателя.Трудовыеспорыидисциплинарная
ответственность.
Понятие
рабочего
времени.
Время
отдыха.
Правовоерегулированиетруданесовершеннолетних.Льготы,
гарантииикомпенсации,предусмотренныетрудовымзаконодательствомдлянесовершеннолетних.
Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд.
Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение.
Безработный.Правилавнутреннеготрудовогораспорядка.Индивидуальный трудовой спор. Коллективный
трудовой
спор.
Забастовка.Трудовойарбитраж.Локаут.Дисциплинарноевзыскание.Рабочеевремя.Совместительство.Свер
хурочнаяработа. Времяотдыха.Праздничныедни.Государственнаяаккредитация.Иждивенцы.
Промежуточный контроль (1 ч)
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (5
ч)
Административное
право
и
административные
правоотношения.
Особенности
административного права.Административные правоотношения. Понятие административного
правонарушения.Административнаяответственность.Меры
административногонаказания.Производствоподеламобадминистративныхправонарушениях.
Понятия.
Метод убеждения.
Государственное принуждение.
Административное
принуждение.
Административные
правоотношения.Компетенция.Государственнаядолжность.
Государственная
служба.
Государственный
служащий.
Административноеправонарушение.Административнаяответственность.
Ходатайство.
Отвод.
Доставление. Административное задержание.Доказательства.
Тема 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (10 ч)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона.Понятие
преступления.Основныевидыпреступлений.Уголовнаяответственностьинаказание.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Уголовный
процесс.Особенностиуголовногопроцессаподеламнесовершеннолетних. Защита от преступления.
Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовноесудопроизводство.
Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние.Объект преступления. Субъект
преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив
преступления. Цель преступления. Казус. Убийство.Аффект. Соучастие в преступлении.
Исполнитель.
Организатор.
Подстрекатель.Пособник.Преступноесообщество.Уголовнаяответственность.Уголовноенаказание.Ус
ловно-досрочноеосвобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовнопроцессуальное
право.
Уголовный
процесс.Заявлениеопреступлении.Явкасповинной.Понятой.Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель.
Привод.
Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (14 ч)
Пенсионнаясистемаистрахование.Правовоерегулированиеденежногообращения.Экологическое
право.Экологические правонарушения и юридическаяответственность.
Правовое
регулирование
отношений
в
области
образования.
Принципыгосударственнойполитикивобластиобразования. Уровни образования. Права и обязанности
субъектов
образовательных
правоотношений.
Профессиональное
юридическое
образование.Практическиесоветыотом,какзаключитьдоговор на обучение. Юридические профессии:

судьи,
адвокаты,прокуроры,
нотариусы,
следователи.
Особенности
профессиональной
юридическойдеятельности.
Понятия.
Пенсия.
Государственные
пособия.
Экологическоеправо.Экологическиеправонарушения.Федеральныйгосударственный
образовательныйстандарт.
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (5 ч)
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты
международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного
ивоенноговремени.Правозащитныеорганизациииразвитиесистемыправчеловека.Европейскийсудпоп
равамчеловека. Международная защита прав детей. Международные споры и международноправовая ответственность.Международное гуманитарное право и правачеловека.
Понятия.Ратификация.Международноеправо.Международное публичное право. Международное
частное
право.
Принципы
международного
права.
Международная
организация.
Межправительственная
организация.
Неправительственная
организация.Декларация.Пакт.Международноправоваяответственность.Репрессалии.Реторсии.Капитуляция.Международное гуманитарное право.
Комбатанты.Некомбатанты.
Промежуточный контроль (1 ч)
Резерв свободного учебного времени (4 ч)

Тематическое планирование по праву 10 класс.
№

Тема

1

Роль права в жизни
человека и общества
Вводный урок

Кол-во
часов

Характеристика
основных видов деятельности учащегося

1

Объяснять, что такое право какую роль занимает в
жизни общества
Объяснять:
- понятия: юриспруденция, предмет и методы науки;
роль права в жизни человека и общества.
- Иметь представления о юриспруденции как науке

Юридические науки: их
происхождение, значение.
Практикум

1

4

Теория происхождения
права

1

5

Практикум

1

6

Принципы, аксиомы,
презумпции
Практикум
Система регулирования
общественных отношений

1

9

Обобщение

1
14

10

Теоретические основы
права как системы
Система права

11

Практикум

1

12

Правотворчества и процесс
формирования права

1

13
14
15

Практикум
Формы права

1
2

16
17

Практикум
Действие права во времени,
в пространстве и по кругу
лиц

1
1

2
3

7
8

1

1
1

1

Знать: Теории происхождения права. Регуляторы
поведения
людей
в
первобытную
эпоху.
Закономерности
и
историческиеособенностизарожденияправа.
Правопонимание.
Объяснять: понятия понятие принципов права
содержание
презумпций,
правовая
аксиома,
юридическая фикция.
Объяснять понятия: норма и виды норм, правовой
обычай, называть социальные нормы, их типичные
признаки, сравнивать их.
Иметь представление о зависимости уровня развития
этих норм от уровня развития социально –
экономического строя.
Уметь подводить итоги, ориентироваться в событиях
и фактах Знать термины предыдущих уроков
Объяснять понятия: система права, отрасль права,
институт права, виды права, правовое регулирование,
методы
правового
регулирования,
система
законодательства.
Характеризовать основные структурные элементы
системы права, основные методы правового
регулирования
Объяснять
понятия:
правотворчество,
законотворчество,
виды
правотворчества,
законодательная инициатива, реквизиты документа,
парламентское
слушание.
Называтьпринципыправотворческойдеятельности.
Характеризоватьзаконодательныйпроцесс.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать формы права, делать выводы,
отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом
учебника, выделять главное, использовать ранее
изученный материал для решения познавательных
задач.
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать

18

Практикум

1

известную.
Уметь работать с текстом учебника, выделять
главное, использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач.

19

Реализация права

1

20
21
22

Практикум
Толковани еправа
Практикум

1
1
1

Знать понятия: реализация права, соблюдение права,
исполнение права, использование права, применение
права, акт применения права.
Уметь
характеризовать
особенности
правоприменительной деятельности; её стадии

23

Обобщение

1
12

24

Правоотношения и
правовая культура
Правоотношения и их виды

25

Практикум

1

26

Правонарушения и их
характеристика
Практикум

1

28

Юридическая
ответственность

1

29

Виды юридической
ответственности

1

30
31

Практикум
Правосознание и
правоваякультура
Практикум
Правовые системы
современности

1
1

34

Практикум

1

35

Обобщение

1

27

32
33

1

1

1
1

Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать
известную.
Уметь работать с текстом учебника, выделять
главное, использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач.
Уметь подводить итоги, ориентироваться в событиях
и фактах Знать термины предыдущих уроков
Объяснять понятия: правоотношения, юридические
факты, юридическое действие, юридические события,
фактический
состав,
правоспособность,
дееспособность, правосубъективность, субъект права,
объект
права,
содержание
правоотношений,
субъективное
право,
юридическая
обязанность.Называтьусловиявозникновенияправоотн
ошений.
Приводитьпримерыправоотношений,
юридическихфактов.
Объяснять понятия: правонарушение, проступок,
преступление.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Уметь работать с текстом учебника, выделять
главное.
Знать признаки преступления. Уметь решать задачи.
Объяснять понятия: правонарушение, уголовная,
административная, дисциплинарная, гражданская
ответственность. Раскрывать сущность принципы
презумпции невинности
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Уметь работать с текстом учебника,выделять главное.
Знать структуру правосознания, правовую культуру.
Виды правосознания. Правовой нигилизм, идеализм
Знатьосновныеположенияурока.
Понятие правовой системы общества. Романогерманская
правовая
система.
Англосаксонскаяправоваясистема.
Религиозноправоваясемья. Социалистическаяправоваясемья.
Уметь подводить итоги, ориентироваться в событиях
и фактах Знать термины предыдущих уроков

Государство и право

26

36

Государство: понятие,
признаки, функции

1

37

Жизнь людей в
догосударственный период
Происхождение
древневосточного
государства
Происхождение античного
государства
Происхождение
государства у германцев и
славян
Теории происхождения
государства

1

Формы государства
Форма правления:
монархия
Форма правления:
республика
Государственное
устройство
Политический режим
Государственный механизм
и его структура
Государственный орган и
его признаки

1
1

49

Правовое государство:
признаки, сущность

1

50

Гражданское общество

1

51

Конституция РФ –
основной закон
государства

1

38

39
40

41

42
43
44
45
46
47
48

1

1
1

1

1
1

Знать понятия: государство, законодательство,
публичная власть, государственное управление,
государственный
аппарат,
государственный
суверенитет Уметь характеризовать различные
подходы к пониманию государства; называть
признаки,
характеризующие
государство;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Знать основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на
вопросы.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать
известную.
Уметь работать с текстом учебника, выделять
главное, использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач.

Знать основные положения урока
Теологическая теория. Патриархальная теория.
Ирригационная
теория.
Договорнаятеория.
Классоваятеория.
Теориянасилия.
Признакигосударства
Знать понятия: форма государства, форма правления,
форма
государственного
устройства,
форма
политического режима, монархия, республика (их
виды),
унитарное
государство,
федерация,
конфедерация, демократия, демократический режим,
тоталитарный режим, авторитарный режим

1
1
1

Объяснять понятия: орган государственной власти,
компетенция, Федеральное Собрание, правительство,
полномочия Президента РФ.
Знать основные положения урока, в чём
заключается сущность и роль гражданского
общества.
Объяснять понятия: гражданство, натурализация,
двойное
гражданство,
апатрид,
бипатрид,
иностранцы, беженцы.
Знать порядок приобретения и прекращения
гражданства, называть органы, решающие вопрос о
гражданстве.
Знать
основные
положения,
терминологию урока. Уметь анализировать, делать
выводы
об
объектах
гражданского
права.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать
известную.
Знать
основные
положения,
терминологию урока. Уметь анализировать, делать
выводы об объектах гражданских правоотношений,
характеризовать виды гражданской ответственности
Знать
основные
положения,
терминологию урока. Уметь анализировать, делать
выводы
об
объектах
гражданского
права.
Высказывать свою точку зрения или обосновывать

52
53
54
55
56
57
58

59
60

61
62
63
64

65
66
67

68

Глава государства
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Местное самоуправление
Принципы местного
самоуправления
Гражданство: порядок
приобретения и
прекращения

1
1
1
1
1
1

Избирательные системы и
их виды
Практикум «Выборы»

1

Правосудие и
правоохранительные
органы
Судебная система
Конституционныйсуд РФ
Суды общей юрисдикции,
мировые суды
Порядок осуществления
правосудия в судах общей
юрисдикции
Арбитражные суды
Правоохранительные
органы РФ
Особенности деятельности
правоохранительных
органов РФ

8

Обобщение

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1

известную.
Знать
основные
положения,
терминологию урока. Уметь анализировать, делать
выводы об объектах гражданских правоотношений,
характеризовать виды гражданской ответственности
Знать систему органов государства. Уметь определять
функции каждой ветви власти.

Знать понятия: гражданство, натурализация, двойное
гражданство, апатрид, бипатрид, иностранцы,
беженцы; порядок приобретения и прекращения
гражданства.
Знать понятия: избирательная система, активное и
пассивное избирательное право, ценз, прямые
выборы, тайное голосование референдум; знать
общие правила проведения выборов.

Знать и характеризовать судебную систему
Российской Федерации; уметь обращаться в судебные
инстанции за защитой нарушенных прав и
восстановлением
справедливости.
Уважительно
относиться
к
правоохранительным
органам
государства, понимать компетенцию и особенности
их деятельности. Знать порядок применения права и
уметь использовать свои знания для осуществления
правовых консультаций и помощи другим лицам.
Решать правовые задачи по разрешению споров с
использованием действующих норм гражданского
процессуального, уголовного процессуального права.
Уметь следить за изменением законодательства,
делать заключения об эффективности использования
права в конкретной жизненной ситуации.
Уметь подводить итоги, ориентироваться в событиях
и фактах Знать термины предыдущих уроков

Тематическое планирование по праву 11 класс
68 часов
№

Тема

Гражданское право
1 Вводный урок. «Основы права», его
структура и особенность
2 Гражданское право как отрасль
российского права
3 Участники гражданско-правовых
отношений
4 Сделки и представительство
5 Обязательственное право
6-7 Понятие и сущность договора. Виды
договоров
8 Право собственности и его виды
9- Общая собственность и порядок
10 защиты права собственности. Защита
неимущественных прав
11- Гражданско-правовая ответственность
12 и способы защиты гражданских прав
13 Предпринимательство и
предпринимательское право
14 Государство как субъект
экономических отношений
15 Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности
16 Правовое регулирование защиты
предпринимательской деятельности и
прав предпринимателей
17- Права потребителей
18
19- Наследственное право
20
21 Повторение и контроль по теме:
«Гражданское право»

Кол-во
часов
21
1
1
1
1
1
2
1
2

2
1
1
1
1

2
2
1

Семейное право
Правовые нормы института брака

3
1

23

Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений

1

24

Практикум

1

22

Жилищное право
25- Жилищные правоотношения
26

Характеристика основных видов
деятельности учащегося
Знать
основные
источники
гражданского
права,
уметь
их
характеризовать,
находить
необходимую норму для решения
возникающих
гражданско-правовых
споров. Характеризовать физическое
лицо
как
субъекта
гражданских
правоотношений. Определять меру
возможного
поведения
субъекта
гражданско-правовых
отношений;
отличать виды юридических лиц, их
правоспособность и дееспособность.
Знать
основные
организационноправовые формы предпринимательской
деятельности.
Уметь
отличать
хозяйственные
товарищества,
хозяйственные
общества,
производственный кооператив (артель),
унитарное
предприятие.
Уметь
использовать права предпринимателей.
Обладать элементарными знаниями об
организации
своего
собственного
бизнеса с ориентацией на успех.
Владеть способами защиты своих
имущественных
прав.
Уметь
осуществлять
защиту
прав
потребителей

3
2

Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков
Знать основные источники семейного
права, находить необходимую правовую
норму,
регулирующую
семейные
отношения. Уметь предотвращать и
решать правовые конфликты в семье.
Владеть правовой компетентностью по
вопросам заключения брака, его
расторжения,
выплаты
алиментов.
Решать необходимые вопросы по
аспектам правовых отношений между
родителями и детьми. Уметь выявлять
нарушения прав детей и родителей
Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах.
Знать термины предыдущих уроков
Знать
основополагающие
нормы
жилищного права, уметь защищать
право на жилище.

Практикум
Трудовое право
28 Трудовое право в жизни людей
29 Занятость и трудоустройство. Порядок
взаимоотношений работников и
работодателей
30- Трудовые споры и дисциплинарная
31 ответственность
32 Рабочее время и время отдыха
33 Правовое регулирование труда
несовершеннолетних. Льготы,
гарантии и компенсации,
предусмотренные трудовым
законодательством
34 Практикум

1
7
1
1

Административное право и процесс
Административное право и
административные правоотношения
36 Административные правонарушения и
административная ответственность
37- Как разрешить административный
38 спор? Производство по делам об
административных правонарушениях
39 Практикум
Уголовное право и процесс
40 Понятие и сущность уголовного права
41 Основные виды преступлений
42- Уголовная ответственность и
43 наказание
44- Уголовный процесс
45
46 Особенности уголовного процесса по
делам несовершеннолетних
47 Повторение и контроль по теме:
«Уголовное право и уголовный
процесс»

5
1

Правовое регулирование в
различных сферах
48- Пенсионная система и страхование
49
50 Правовое регулирование денежного
обращения
51 Экологическое право
52 Правовое регулирование отношений в
области образования
53 Профессиональное юридическое
образование
54 Юридические профессии: судьи и
адвокаты
55 Юридические профессии: прокуроры,
нотариусы, следователи
56 Особенности профессиональной
юридической деятельности

10

27

35

2
1
1

1

1
2

1
8
1
1
2
2

Знать правовые нормы в области
заключения и расторжения трудовых
отношений; уметь устроиться на работу,
защитить
свои
трудовые
права.
Уважительно относиться к нормам
трудового
права,
соблюдать
дисциплину труда, быть социальноактивным в трудовой деятельности.
Уметь использовать льготы, гарантии и
компенсации,
предусмотренные
трудовым
законодательством
для
несовершеннолетних.
Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков
Знать
ведущие
нормы
административного законодательства;
уметь защитить свои права и законные
права иных лиц в административном
процессе; уважительно относиться к
нормам
административного права;
уметь
обращаться
в
органы
государственной и муниципальной
власти для разрешения вопросов;
владеть
навыками
составления
необходимых
документов,
используемых в административных
правоотношениях.
Понимать сущность административной
ответственности
и
меры
административного наказания.

1
1

2
1
1
1
1
1
1
1

Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков

Уметь исполнять, использовать и
соблюдать необходимые нормы права
для
решения
жизненно
важных
правовых
ситуаций
в
сфере
образования, финансовой деятельности,
пенсионного обеспечения, экологии и
т.п. Уметь защитить свои права в сфере
образования,
выстраивать
верную
траекторию
образовательной
и
профессиональной
деятельности
в
будущем.
Знать
особенности
профессиональной
юридической
деятельности, основных юридических
профессий.

57

Практикум

1

58

Международное право
Международное право как основа
взаимоотношений государств

10
1

59- Международная защита прав человека
60

2

61- Международное гуманитарное право и
62 права человека

2

63- Повторение и контроль по теме:
64 «Международное право»

2

65

Повторение по курсу «Право» 11 класс

66 Итоговая годовая контрольная работа
67- Повторительно-обобщающий урок
68

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и
истории
от 31 августа 2023 года № 1
____________ С.Р.Нагучева

1

Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков
Знать основные принципы и нормы
международного
публичного
и
международного
частного
права.
Обладать
умениями
использовать
нормы международного гуманитарного
права при решении военных и иных
конфликтов
между
странами.
Уважительно
относиться
к
международному праву, знать основы
мирного решения конфликтов на
международной арене. Знать, как
обратиться в Международный суд по
правам человека. Уметь излагать
письменно свои позиции по вопросу
защиты прав человека.
Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков
Уметь
подводить
итоги,
ориентироваться в событиях и фактах
Знать термины предыдущих уроков

1
2

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Я. Д. Скорикова
31 августа 2020 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».