Муниципальное образование Туапсинский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25с.Небуг,им.М.Ф. Тихонова УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №_1__ от 31.08 2023 года Председатель педсовета Ю.В. Янченкова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению основное общее образование, 10 - 11 классы Количество часов 68 Уровень базовый Учитель Ольга Михайловна Чеботова Программа разработана на основе авторской программы А.А. Зайцева и др. «Кубановедение» для 10-11 классов образовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар: Перспективы образования, составлена с учетом требований ФГОС 2020. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Кубановедение» направлена на создание у учащихся целостного историко-географического и социокультурного образа малой родины. Специфика курса «Кубановедение» как учебного предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре и, через проектно-исследовательскую деятельность, даёт учащимся 10-11 классов возможность получить целостное представление о географических, исторических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края. Программа по кубановедению определена тематикой фундаментального содержания общего образования, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности. Цель курса «Кубановедение» является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи: а) формирование научно-обоснованных представлений о Краснодарском крае как об одном из регионов Российской Федерации; б) углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона; в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов; г) понимание особой геополитической роли кубанского региона как части Российского государства; д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации; е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. Объектом изучения в курсе «Кубановедение» является территория Краснодарского края – как целостная социально-экономическая система. Предметом изучения является прошлое и настоящее кубанского региона с учетом перспектив его дальнейшего развития. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА КУБАНОВЕДЕНИЯ В результате изучения кубановедения в 10 - 11 классах должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты: 1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего к основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед диной. 2.Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования. 3.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира 4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 6. Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. 7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. 8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 10. Воспитание сознательного отношения к учению как важнейшей сфере деятельности молодежи, позволяющей развивать интеллектуальные и творческие способности. 11. Формирование навыков саморазвития и самообразования для дальнейшей успешной социализации в профессиональной и общественной деятельности. 12. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам; принятие навыков здорового и безопасного образа жизни через осознание необходимости заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью. 13. Понимание старшеклассниками необходимости осознанного выбора будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможности личного участия в решении важнейших социально-экономических проблем своего региона. 14. Воспитание бережного отношения к природе родного края; формирование основ экологического мышления через систему исследовательской и проектной деятельности на уроках кубановедения и во внеурочное время. 15. Изучение семейных традиций разных народов, населяющих Кубань; формирование навыков бережного отношения к важнейшим семейным ценностям; воспитание уважительного отношения к членам своей семьи и памяти предков. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 7.Владение навыками смыслового чтения текста и установления его содержания. 8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Предметные результаты: 1. Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона и его историческом пути. 2. Систематизация знаний о природе, истории, особенностях развития хозяйства кубанского региона и культуры народов, проживающих на его территории. 3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с опорой на легенду. 4. Определение и объяснение своего отношения (аргументировано) к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани. 5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе «Кубановедение» 6. Выполнение информационно – творческих проектов. 7. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона. 8. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития региона. 9. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов. В результате изучения кубановедения в 10-11 классах ученик должен знать/понимать: -основные этапы и ключевые события истории Кубани XX-XIX в. в контексте российской истории; - этнополитическую историю Кубани; - историко-культурные памятники родного края (своего города, станицы); - литературные и музыкальные произведения, отражающие кубанскую тематику; - культурное наследие народов, населявших Кубань в XX в.; - уровень социально-экономического развития Краснодарского края и своей местности на современном этапе; - открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки; В результате изучения кубановеденияв 10-11 классах ученик получит возможность научиться: - осуществлять поиск информации по краеведческой теме на различных носителях (материалы местных СМИ, Интернета, учебные тексты и другие адаптированные источники); сопоставлять оценку фактов, предложенную в учебнике, с другими подходами; - предлагать собственные решения проблем современности; аргументировать свою точку зрения; - применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни; - использовать полученную информацию для личностного и профессионального самоопределения; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: · познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданина Кубани и России; · формирования уважения и бережного отношения к культурным и историческим традициям своего народа; · общения с людьми различных национальностей и религиозных взглядов; · воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию. 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 класс (34 ч.) Введение(1 ч) Кубань в XX - XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края. РАЗДЕЛI. КУБАНЬ В 1914 – КОНЦЕ 1930-Х ГОДОВ. (11 ч.) Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения, Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране. События Великой российской революции на Кубани, «Троевластие». Деятельность Временного облисполкома (К.Л. Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета. Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А.П. Филимонов). Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и линейцы). Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов (Я.В. Полуян). «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и рабочих. Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л.Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии. Установление советской власти в Армавире, Екатеринодареи других населённых пунктах Кубани. И.Л. Сорокин. Ледяной поход Добровольческой армии. Л.Г. Корнилов и М.В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова. Второй Кубанский поход. А.И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор. «Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И.И. Матвеев. Е.И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В.Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа. Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н.С. Рябовола. Роспуск Законодательной рады и казнь А.И. Кулабухова. Избрание атаманом Н.М. Успенского. Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии. Десант генерала С.Г. Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье. Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914 - 1920 гг. Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования.Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани.Подготовка педагогических кадров.Развитие музейного дела в городах Кубани. Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения. С.В. Очаповский. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский. Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска». Развитие агрономии.Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др. Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов - Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Пивень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов.Кубань и Черноморъе в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М. Шагинян. Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска - ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко.Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А. Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантов. Театры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов.Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Г. Аветисьян, Р. Колесников, Н. Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И. Посполитаки. Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы А.П. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др. Тема 3. Кубань в 1920-1030х гг. Нэп. Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия.Продразвёрстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полуян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920 - 1924 гг. Особенности нэпа на Кубани.От продразвёрстки к продналогу: рост посевных площадей. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Увеличение частного и кооперативного секторов в торговле. Земельная реформа на Кубани. Развитие сельскохозяйственной кооперации. Внутри- крестьянские переделы.Общественнополитическая жизнь. Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от нужд сельского хозяйства. Электрификация края. Основные отрасли местной промышленности. Приоритетное развитие цементной и нефтяной промышленности. Строительство и реконструкция промышленных предприятий. Хозяйственные объекты государственного масштаба (завод им. М. Седина, маргариновый и маслоэкстракционный заводы (Краснодар); мясокомбинат (ст. Тихорецкая); Адыгейский консервный комбинат (пос. Яблоновский); порт (Туапсе) и др.). «Великий перелом». Насильственная коллективизация на Кубани и её последствия. Хлебозаготовки 1932 - 1933 гг. Чрезвычайная комиссияЦКВКП(б) во главе с Л.М. Кагановичем и её деятельность на Северном Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Политические репрессии. Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. – день образования Краснодарского края. Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи труженников края в предвоенные годы. Тема 4. Культура Кубани в 1920 - 1930-х гг. Формирование нового человека - строителя социализма - основная задача учреждений культуры. Образование. Культурно-просветительная работа. Изменения в школьной системе. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Национальные школы. Переход к всеобучу. Создание адыгейской письменности. Влияние украинизации Кубани на образовательную политику. Развитие среднего профессионального и высшего образования. Реформирование вузов. Новые формы досуга. Развитие сети библиотек и клубных учреждений. Апогей пропаганды атеизма.Съёмки кинохроники и работа радиовещательной станции в Краснодаре. Новые музеи и музейные экспозиции. Развитие массового спорта.Конноспортивные состязания. Новые спортивные сооружения. Стадион «Динамо» в Краснодаре. Наука. Деятельность ОЛИКО, Общества изучения Адыгейской автономной области. Кубано-Черноморский краевой научно-исследовательский институт — преемник Совета обследования и изучения Кубанского края. Деятельность выдающихся учёных. И.Г. Савченко. Н.Ф. Мельников- Разведенков. Медицинские отряды С.В. Очаповского. Уникальные селекционные опыты В.С. Пустовойта, П.П. Лукьяненко. Печать, издательское дело, литература. Монополия партийно-советской печати. Объединение литературных сил вокруг периодических изданий. Ф. Гладков, А. Рославлев. Кооперативное издательство «Буревестник». Основание первого адыгейского национального издательства (1928). Первое революционное десятилетие на Кубани в творчестве советских писателей («Цемент» Ф. Гладкова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Кубанский период творчества В. Овечкина. Романы А. Первенцева «Кочубей» (1937), «Над Кубанью» (1940). Публикация в Краснодаре романа А. Степанова «Порт-Артур». Н.Островский в Сочи. Театральная и музыкальная жизнь. Театры революционной сатиры, красноармейские театры. В. Мейерхольд - организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в Екатеринодаре. С.Маршак. Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф.А. Щербины в Праге. РАЗДЕЛII. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-Х – НАЧАЛЕ 1950-Х ГГ. (4ч). Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны. Мобилизация. Введение военного положения.Формирование добровольческих казачьих соединений.Перевод производства на военный лад. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной. Боевые действия на территории Краснодарского края. Героическое сопротивление в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборонительные сражения на Новороссийском, Туапсинском и Армавиро-Майкопском рубежах. Бои за Краснодар. Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанская война на Кубани. Кубанское подполье. Братья Игнатовы. Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля. Ц.Л. Куников. Бои на «Голубой линии». Воздушные сражения. Ново- российско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. А.И. Покрышкин. Женский полк ночных бомбардировщиков. Е.Д. Бершанская. Е.А. Жигуленко. Начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев.Суд над изменниками Родины. Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) Восстановление городов и населённых пунктов.Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. Герои трудовых будней. К.А. Борин. Колхозы, совхозы и МТС. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; гонения на личное подсобное хозяйство; отток населения в города; нехватка жилья; денежная реформа 1947 г.Послевоенные успехи Кубани. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольно-суконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Расширение сети общественного транспорта: троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационнопропагандистской работы. Политика «закручивания гаек». Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги. Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941 – 1953гг. Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад. Особенности учебного процесса в условиях военного времени. Музейнаяи библиотечная сеть в годы войны. Оживление религиозной жизни на Кубани. Учёные Кубани - фронту. Производство боеприпасов, средств дезинфекции и др. Помощь госпиталям. Борьба с эпидемиями. Литература. Кубанские писатели на фронтах Великой Отечественной. Сражающаяся Кубань в стихотворениях И. Сельвинского, фронтовых репортажах К. Симонова, публицистике Л. Леонова. Герой Советского Союза адыгейский поэт X. Андрухаев. Театрально-концертная, музыкальная жизнь. Изобразительное искусство. Создание объединённого краевого театра и передвижного театра миниатюр.Фронтовые концертные бригады. Восстановление инфраструктуры театра и кино после изгнания оккупантов. Эвакуация и реэвакуация Краснодарского художественного музея. Выставки военного времени. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных лет: Евг. Петров. «Птенчики» майора Зайцева»; В. Катаев. «Семья Игнатовых». Образование. Наука. Увеличение численности студентов и школьников. Школы рабочей молодёжи. Воссоздание Кубанского сельскохозяйственного института. Создание педагогического института на базе Майкопского учительского. Успехи кубанских учёных в области селекции зерновых и масличных культур. П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт. Периодическая печать. Издательское дело. Литература. Газеты «Советская Кубань», «Адыгейская правда», «Социалистическая Адыгея». Возобновление издания молодёжной газеты «Комсомолец Кубани». Основание литературнохудожественного альманаха «Кубань». «Записки партизана» П. Игнатова. Поэма А. Кирия «Братья-партизаны». РАЗДЕЛIII. КУБАНЬ В 1950 - 1990-х ГГ. (5ч) Тема 8. Политика, экономика, общество Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков; снижение налогов; повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Внешнеэкономические связи Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев. Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектроцентрали; Армавирская, Краснодарская теплоэлектростанции. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное дело. Пионерский лагерь «Орлёнок». Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н.К. Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения в сельском хозяйстве (Е.А. Светличный, М.И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства. Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли. Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А.И. Майстренко). Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов роста производства. Руководители Краснодарского края (С.Ф. Медунов, В.И. Воротников, Г.П. Разумовский). Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX века. Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего образования (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация».Развитие сети среднего специального и высшего образования. Открытие Армавирского педагогического института. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет. Строительство дворцов и домов культуры.Народные университеты Новороссийский планетарий. Музей В.Г. Короленко в Джанхоте. Наука. Исследование космоса. Кубанские учёные-аграриипризнанные лидеры в области селекции. Создание новых сортов кукурузы. М.И. Хаджинов. Г.С. Галеев. Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полётов. Н.Г. Чернышёв - «первый химик космонавтики». Д. И. Козлов и создание первых ракетно-космических комплексов. Космонавты-кубанцы (В.В. Гор- батко, В.И. Севастьянов, А.Н. Березовой, Г.И. Падалка, С.Е. Трещёв). Литература. Новое поколение кубанских литераторов: Ю. Абдашев, И. Варавва, В. Бакалдин, В. Логинов, Л. Пасенюк, Б. Тумасов. А. Знаменский, Ю. Сальников. Начало кубанского периода творчества В. Лихоносова. Жизнь адыгейского аула в произведениях Т. Керашева и А. Евтыха. Театрально-концертная жизнь. Телевидение. Кино. М. А. Куликовский - главный режиссёр Краснодарского драматического театра. Создание телецентров в Краснодаре, Сочи, Армавире. Строительство в крае современных кинотеатров. Изобразительное искусство. Выставочная деятельность кубанских художников. Образы сельской Кубани в творчестве художников. Спорт. Строительство стадиона «Кубань» и спорткомплекса «Спартак» в Краснодаре. Кубанцы - призёры Олимпийских игр в Мельбурне (1956) и Риме (1960). Строительство. Архитектура. От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны. Тема 10. «Перестройка» на Кубани. Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В.Н. Дьяконов, Н.Д. Егоров, Е.М. Харитонов, Н.И. Кондратенко. Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Возрождение казачества.Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада. В.П. Громов. Закон «О реабилитации кубанского казачества». Становление кубанского парламентаризма. Законодательное собрание Краснодарского края (А.И. Багмут, В.А. Бекетов). Обретение государственного суверенитета Адыгеей (А.А. Джаримов, Х.М. Совмен, А.К. Тхакушинов). Реорганизация системы местного самоуправления. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Краснодарского края». РАЗДЕЛIV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ ВXXI в. (8ч) Тема 11. Краснодарский край – регион добрососедства Выборы главы администрации Краснодарского края. А.Н. Ткачёв – губернатор Краснодарского края (2001-2015). Кубань – многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографических кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения. Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как средство межкультурного диалога. Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно-территориальное устройство. Население Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административнотерриториальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств. Тема 14. Хозяйство Краснодарского края Формирование новых экономических отношений и собственности.Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливноэнергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая, производство строительных материалов. Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности.Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство — ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав, рыбоводство. Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ, Ейск, Темрюк, Сочи. Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «Голубой поток». Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горно-климатические курорты. Краснодарский край — южные ворота России. Олимпийские игры 2014 г. в Сочи и строительство моста через Керченский пролив как факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социальноэкономического развития региона. Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX – начале XXI в. Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани.Возвращение регалий Кубанского казачьего войска, документов по истории казачества. Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников. Изменения в образовательной политике.Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы. Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др. Литературная жизнь. Роман В. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб казачества в романе А. Знаменского «Красные дни».Поэтические сборники И. Вараввы «Казачья бандура», «Казачий кобзарь» и др. Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера» под руководством Л. Гатова и его место в театральной и музыкальной жизни края.Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани. Фестивали искусств на Кубани. Кубанские скульпторы А. Аполлонов, В. Жданов, А. Корнаев и др. Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и населенных пунктов. Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи. Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. ЗимняяXXIIОлимпиада 2014 г. в Сочи - мощный стимулирующий фактор развития спортивной инфраструктуры края. Эпоха перестройки и 1990-е годы – время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения. Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество. Итоговое повторение и проектная деятельность. (1ч) Итоговое повторение и проектная деятельность.Портрет современной Кубани.Разнообразие природных условий и богатства ресурсов Краснодарского края. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Кубань - жемчужина, житница и здравница России. Перспективы развития курортной отрасли. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Радушие и гостеприимство - черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева. Возвращение казачьих регалий на Кубань — символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых программ («Кубань-Качество» и др.). РАЗДЕЛV. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4ч) Тема 16. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Тема 17. Русская православная церковь на Кубани в годы Советской власти. Тема 18. Кубанские Новомученики. Тема 19. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ в конце XX – начале XXI века. 11 класс (34 ч.) Введение (1ч) Кубань – неотъемлемая часть России. Единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр – регионы» в современной России. Краснодарский край и другие субъекты РФ: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Социальные аспекты формирования региональной идентичности. РАЗДЕЛI. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3ч) Тема 1 Проектная деятельность. Виды учебных проектов Проектирование как поиск решения проблем регионального социума. Особенности подготовки проектов по курсу кубановедения. Формулировка целей проекта, способствующих инновационномуразвитию Краснодарского края. Виды учебных проектов (информационные, исследовательские, социальные). Тема 2. Представление результатов проектной деятельности Основные формы презентации проектной деятельности: доклад, аналитическая записка, портфолио, презентация. Структура и правила оформления доклада о результатах проектной деятельности. Особенности создания аналитической записки. Принципы составления портфолио и его основные разделы. Создание презентаций по итогам проектной деятельности. Способы оценки результатов проектной деятельности. Продвижение результатов проектной деятельности в информационной среде Кубани Итоговое повторение и проектная деятельность(1ч) РАЗДЕЛII. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (4ч) Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона Эколого-экономические основы устойчивого развития региональной экономики. Роль природных факторов в социально- экономическом развитии региона. Региональные экологические проблемы. Законодательные и административноконтрольные механизмы регионального природопользования и охраны окружающей среды. «Зелёная» экономика как фактор модернизации и снижения рисков экономического развития региона. Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели. Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства.Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты Налоги и их роль в экономике. Региональные и местные налоги. Структура и порядок финансирования бюджета края. Основные источники доходов и направления расходования средств краевого и местных бюджетов. Производство общественных благ. Формирование финансовой грамотности молодёжи. Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономических отношений Межрегиональные и международные отношения регионов. Экономические связи с российскими регионами. Международные мероприятия, проходящие на территории Краснодарского края. Правовое регулирование международных внешнеэкономических связей Краснодарского края.Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона. Основные внешнеэкономические партнёры края. Международное сотрудничество и реализованные проекты. Итоговое повторение и проектная деятельность(1ч) РАЗДЕЛIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (4ч) Тема 7. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях Социальное неравенство, социально-экономическая дифференциация в регионе. Проблема бедности. Специфика политической и профессиональной форм стратификации в регионе. Социальная мобильность в региональном социуме: горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная, организованная, структурная. Миграционные процессы на территории Краснодарского края. Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани Этносоциальные общности России и Краснодарского края. Факторы, влияющие на изменение численности этнических групп края. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае. Этносоциальные конфликты на территории региона: региональная специфика. Национальная политика Краснодарского края. Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае. Тема 9. Семья и брак: региональный аспект Демографическая ситуация в крае на фоне общероссийских тенденций: численность населения, показатели рождаемости и продолжительности жизни, число браков и разводов. Основные тенденции в развитии семейных отношений. Трансформация института семьи в кубанском обществе. Семейная политика Краснодарского края. Специфика демографической ситуации в регионе. Направления и инструменты государственной поддержки семьи в региональном социуме. Тема 10. Кубанская молодёжь как социальная группа Социально-демографические характеристики молодёжи Краснодарского края. Государственная молодежная политика Краснодарского края. Кубанская молодежь в сфере труда и занятости. Досуг кубанской молодежи. Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодёжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодёжи Краснодарского края. Молодёжные субкультуры как неформальный институт социализации в молодёжных сообществах. Итоговое повторение и проектная деятельность(1ч) РАЗДЕЛIV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (6ч) Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ. Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации Конституционно-правовой статус Краснодарского края как субъекта Российской Федерации. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами. Система краевых нормативных правовых актов. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на обще краевом референдуме. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты краевой администрации. Понятие и стадии законодательного процесса в Краснодарском Крае. Подзаконные акты. Тема 13. Структура гражданского общества Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров. Молодёжь как субъект реализации молодёжной политики в Краснодарском крае. Тема 14. Региональная политическая культура населения Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами. Тема 15. Геополитическое положение Краснодарского края Межрегиональные и международные отношения региона. Итоговое повторение и проектная деятельность(1ч) РАЗДЕЛV. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (6 ч) Тема 16. Духовная культура Кубани Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани.Многонациональность и диалог культур на Кубани. Многообразие кубанской культуры. Кубанская идентичность и казачьи традиции. Служение казаков и Кубанское казачье войско.Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани. Тема 17. Система образования Дошкольное образование на Кубани. Общее и профессиональное образование. Основные характеристики системы образования на Кубани. Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани. Привлекательность Кубани как пространства образовательных и профессиональных траекторий. Межрегиональное и международное сотрудничество образовательных организаций Кубани. Тема 18. Конфессиональное многообразие региона Кубань – многонациональный и поликонфессиональный край. Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань - центр православия на Юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края. Религиозное образование в регионе: формы и правовые рамки. Тема 19. Культурное достояние Краснодарского края Учреждения культуры на Кубани. Музеи и библиотеки. Театры и концертные объединения. Искусство и литература. Культурная жизнь. Современное искусство. Культурная политика в Краснодарском крае. Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час). Заключение (1ч) Современные тенденции развития региона. Связь поколений и времён. Активная жизненная позиция кубанской молодёжи как фактор реализации региональных целевых программ и проектов. РАЗДЕЛVI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ч) Тема 20. Православные ценности в современном мире Тема 21. Возрождение казачества и его духовные традиции Тема 22. «Наш маленький Париж» из Екатеринодара в Краснодар с В.И. Лихоносовым Тема 23. Духовная жизнь Кубани в XXI веке 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (34 ч) Тема урока Колво Характеристика деятельности учащегося часов Введение 1. Кубань в XX – начале XXI в. 1 Раскрывать значение понятий конфессия, субэтнос, иногородние (жители), толерантность, идентичность, суверенитет. Понимать особенности национального, конфессионального и культурного многообразия кубанского региона. Рассказывать о межэтническом взаимодействий и добрососедских отношениях народов Кубани в период военных испытаний и в мирное время. Ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 – КОНЦЕ 1930-Х ГОДОВ (11ч) Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций 2. Участие кубанцев в Первой мировой войне. Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. 1 Раскрывать значение понятий мобилизация, община сестёр милосердия, георгиевский кавалер. Рассказывать о патриотическом подъёме и мобилизационных мероприятиях на Кубани в годы Первой мировой войны. Раскрывать особенности жизни региона в этот период, подтверждая примерами из исторических источников. Используя материалы краеведческих музеев и другие источники информации, принимать участие в написании докладов, рефератов, заниматься подготовкой исследовательских проектов о ратных подвигах кубанцев – участников Первой мировой войны. Анализировать влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения жителей Кубани. Делать вывод о связи событий, происходивших на фронтах Первой мировой войны, с процессами нарастания кризисных явлений в экономике и социальной сфере. 3. События Великой российской революции 1917г. в Кубанской области и Черноморской губернии. 1 Раскрывать значение понятий многовластие, Войсковая рада, самостийники, линейцы. Называть органы власти, действовавшие на Кубани в период революционных событий. Анализировать и сравнивать политическую обстановку, сложившуюся в Кубанской области Черноморской губернии, отмечать общее и особенное. Работать с историческими источниками, делать выводы. Готовить сообщения и презентации об известных деятелях этого периода (К.Л. Бардиж, А.П. Филимонов, Я.В. Полуян и др.). Готовить проект по теме. 4. Гражданская война на Кубани. Ледяной и Второй Кубанский походы. «Железный поток». Раскрывать значение понятий Ледяной поход, «дикая дивизия», «железный поток», репрессии, реквизиции.Рассказывать о важнейших событиях Гражданской войны, происходивших на территории нашего края. Используя историческую карту, характеризовать действия Добровольческой армии, раскрывать подробности и описывать маршруты Ледяного и Второго Кубанского походов. Анализировать причины неудачи первого похода и успеха второго. 1 Показывать на карте путь Таманской армии, комментировать итоги пятисоткилометрового перехода и объяснять, почему он получил название «железный поток». Давать оценку политике белого и красного террора. Высказывать своё мнение о судьбах и деятельности полководцев противоборствующих армий: Л.Г. Корнилова, А.И. Деникина, Е.И. Ковтюха и др. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. 5.Взаимоотношения командования Добровольческой армии с кубанским правительством. Окончание Гражданской войны. 1 Раскрывать значение понятий меджлис, десант. Характеризовать взаимоотношения кубанского парламента и командования Добровольческой армии, понимать суть разногласий и давать оценку их последствиям. Используя историческую карту, рассказывать о взятии Екатеринодара, Армавира, Майкопа, Новороссийска частями Красной Армии. Характеризовать завершающий период Гражданской войны на Кубани. Давать собственную оценку событиям, происходившим на территории нашего края в 1918-1920 годах. Готовить сообщения или презентации об участниках Гражданской войны на Кубани: Н.С. Рябоволе, А.И. Кулабухове, Е.И. Ковтюхе и др. Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах Тест по теме «Кубань в начале XX в. Период войн и революций» 6. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах. Образование и наука, Охрана культурного наследия. 1 Раскрывать значение понятий госпитальная база, концерты-митинги.Характеризовать особенности развития науки и культуры в условиях Первой мировой войны. Рассказывать о воздействии революционных событий на культурную жизнь Кубани. Приводить примеры становления системы образования в регионе. Давать собственную оценку деятельности кубанской интеллигенции в области охраны культурного наследия. Готовить доклады и создавать презентации о жизни и деятельности учёных, исследователей, работавших на Кубани (Б.Л. Розинг, П.С. Уварова и др.). 7. Периодическая печать и литература. Мир искусства на Кубани в революционные годы. 1 Раскрывать значение понятий этнографические концерты, плакатное искусство. Анализировать своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 1918-1920 годах. Раскрывать особенности развития литературы на Кубани в период войн и революций. Оценивать роль и значение средств массовой информации в жизни региона. Характеризовать основные направления в развитии изобразительного искусства. Принимать участие в исследовательских проектах, посвященных театрально-концертной жизни на Кубани в условиях Первой мировой войны, представлять результаты своей работы. Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп 8. Политика советской власти в отношении казачества. Нэп. 1 Раскрывать значение понятий продразвёрстка, «расказачивание», продотряды, новая экономическая политика, продналог, сельская кооперация, хозрасчёт, всеобуч. Характеризовать особенности взаимоотношений между большевиками и казачеством. Объяснять суть политики «расказачивания». Используя материалы исторических источников, давать собственную оценку действиям советской власти в отношении казачества. Рассказывать о состоянии промышленности и сельского хозяйства в кубанском регионе в период Непа. Анализировать итоги новой экономической политики на Кубани. Готовить проект по теме. 9. «Наступление социализма по всему фронту». Коллективизация и индустриализация на Кубани. 1 10.Политические репрессии в кубанском регионе. Кубань к концу 1930-х годов. 1 Раскрывать значение понятий коллективизация, раскулачивание, «чёрная доска», саботажники, индустриализация. Рассказывать об особенностях коллективизации на Кубани. Используя материалы исторических источников, анализировать итоги сплошной коллективизации и их последствия в регионе. Характеризовать особенности индустриализации на Кубани, оценивать её масштабы. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. Раскрывать значение понятий репрессии, колхозмиллионер, аграрно-индустриальный регион. Оценивать масштабы политических репрессий на Кубани. Комментировать и давать собственную оценку последствиям репрессивных мер в отношении населения кубанского региона. Рассказывать о наиболее важных событиях, происходивших на территории нашего края в 1920-1930-х годах. Готовить исследовательские проекты по теме. Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах 11. Культурное пространство Кубани в 1920-1930-х годах. Образование, наука, издательское дело и литература. 1 Раскрывать значение понятий культурная революция, советизация, ликбез, рабфак, украинизация. Рассказывать о развитии образования и науки на Кубани в 20-30-х годах прошлого столетия. Раскрывать суть реформ в области школьного образования. Объяснять, почему этот период называют «золотым десятилетием краеведения». Делать выводы о вкладе учёных в развитие и становление науки на Кубани. Готовить сообщения, доклады, презентации, проекты о людях, занимавшихся научноисследовательской деятельностью на Кубани (Н.Ф. Мельников-Разведёнков, Х.Г. Шапошников, супруги Кирлиан и др.). 12. Мир искусства и повседневная жизнь населения. 1 Раскрывать значение понятий русский авангард, конструктивизм.Рассказывать о музыкальнотеатральной жизни кубанского региона в 20-30-х годах прошлого столетия. На примере работ кубанских художников, скульпторов раскрывать роль и значение изобразительного искусства в пропаганде государственной политики 1920-1930-х годов. Делать выводы об изменении облика городов и станиц Кубани. Комментировать изменения, происходившие в повседневной жизни населения региона. Используя дополнительные источники информации, готовить доклады, сообщения, проекты по теме. РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х – НАЧАЛЕ 1950-х ГОДОВ (4ч) Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны 13. Кубань в Великой Отечественной войне. 1 Раскрывать значение понятий оккупация, «новый порядок», «душегубки».Рассказывать о мобилизационных мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны, и боевых сражениях, происходивших в этот период. Называть причины оккупации территории края, характеризовать «новый порядок», который оккупационные власти установили на Кубани. Приводить примеры борьбы с врагом на оккупированных территориях. Рассказывать о подвигах кубанцев – участников Великой Отечественной войны. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. 1 Раскрывать значение понятий Краснодарская операция, Малая Земля, «Голубая линия». Используя карту, рассказывать о наступательных операциях войск Закавказского, южного и Северо-Кавказского фронтов по освобождению Краснодарского края в 1943 г. Приводить 1941-1943. 14. Освобождение. Начало возрождения. 1943-1945. примеры подвигов воинов Красной Армии в боях на Малой Земле и «Голубой линии». Называть имена героевмалоземельцев и прославленных лётчиков, воевавших в небе Кубани. Рассказывать о роли 30-й Иркутской дивизии в освобождении края. Анализировать значение первого в СССР судебного процесса над изменниками Родины, состоявшегося в освобождённом Краснодаре. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) Тест по теме «Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны» 1 15. Восстановление хозяйства и социальной сферы. Политика и идеология. Раскрывать значение понятийсоциалистическое соревнование, машинно- тракторная станция (МТС), партийно-государственный контроль. Называть основные проблемы, возникавшие в ходе восстановления экономики кубанского региона. Раскрывать роль социалистического соревнования в повышении производительности труда. Приводить примеры восстановления ранее действовавших и строительства новых народнохозяйственных объектов. Раскрывать роль идеологии в политическом сознании кубанцев. Используя дополнительные источники информации, знакомиться с материалами выборов в местные Советы 1953года. Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах 16. Культурная жизнь в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1941-1953) 1 Раскрывать значение понятий всеобщее семилетнее образование, передвижной театр, метод народной стройки, репатриация. Характеризовать культурную жизнь Кубани в первые военные годы. Рассказывать о развитии образования и науки в этот период. Называть имена кубанских ученых, деятельность которых способствовала скорейшему возрождению хозяйства Кубани. Объяснять, почему задача восстановления учреждений культуры относилась к числу первоочередных задач мирного строительства. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. Рассказывать о развитии спорта и достижениях кубанских спортсменов. РАЗДЕЛIII. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5ч) Тема 8. Политика, экономика, общество 17. Реформы в политике и экономике. 1 Раскрывать значение понятий «оттепель», реабилитация, «хрущёвки», «кукурузная эпопея», прожектёрство, совнархозы. Характеризовать особенности периода «оттепели» на Кубани и комментировать её влияние на развитие экономики края. Рассказывать о работе совнархозов на Кубани и их роли в становлении сельского хозяйства и промышленности в регионе. Понимать суть реформ 1950-х годов и оценивать их значение в социально-экономическом развитии Краснодарского края. 18. Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. 1 Раскрывать значение понятий «чёрные бури», «кубанское море», «долгострой». «эпоха застоя». Характеризовать особенности «эпохи застоя» на Кубани. Приводить примеры достижений в развитии сельского хозяйства и промышленности.Называть имена новаторов, получивших почётное звание Героя Социалистического Труда в 1970-1980 годах. Объяснить причины резкого ухудшения экономической ситуации в Краснодарском крае к началу 90-х годов прошлого столетия. Готовить презентацию о рисосовхозе «Красноармейский». Называть имена руководителей Краснодарского края (С.Ф. Медунов, В.И. Воротников, Г.П. Разумовский) и давать собственную оценку их деятельности. Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине ХХ в. 19. Культурное пространство Кубани в середине 1950-х начале 1980-х годов. Образование, наука, литература. 1 Раскрывать значение понятий Учебнопроизводственные комбинаты, дом-музей. Рассказать об изменениях, происходивших в сфере образования, просвещения и науки в середине 1950-х – начале 1980-х годов.Называть имена выдающихся учёных (П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт, М.И. Хаджинов), космонавтов, жизнь и деятельность которых связана с Кубанью (В.В. Горбатко, В.И. Севастьянов и др.). Рассказывать о творчестве известных деятелей культуры и искусства (В.И. Лихоносов, А.Д, Знаменский, Ю.В. Сальников, В.Г. Захарченко и др.). Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. 20. Изобразительное искусство, строительство и архитектура. Повседневная жизнь кубанцев. 1 Раскрывать значение понятий «стекляннометаллическая архитектура», «пятая четверть», «трудовой семестр». Характеризовать особенности развития изобразительного искусства во второй половине ХХ в. Рассказывать о творчестве кубанских художников, скульпторов. Посещать выставочные залы, картинные галереи. Готовить сообщения, доклады и проекты о спортивных успехах наших земляков (Л.И. Брагина, В.М. Невзоров, В.Д. Гассий, В.Н. Мачуга и др.). Готовить доклады и проекты по теме «Повседневная жизнь кубанцев в середине 1950-х середине 1980-х годов». Тема 10. «Перестройка» на Кубани 21.«Перестройка» на Кубани. Возрождение казачества. 1 Раскрывать значение понятий «перестройка», Законодательное собрание Краснодарского края (ЗСК), регалии кубанского казачества, политика «гласности». Характеризовать особенности «перестроечного» периода на Кубани. Отмечать своеобразие политических реформ и хозяйственных преобразований в регионе. Рассказывать о политической жизни на Кубани в этот период и об особенностях политического сознания кубанцев. Называть имена руководителей Краснодарского края (В,Н. Дьяконов, Н.Д. Егоров, Е.М. Харитонов, Н.И. Кондратенко). Рассказывать о реабилитации и возрождении кубанского казачества. РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В ХХI в. (8 ч) Тема 11. Краснодарский край – регион добрососедства 22. Дорогой межнационального мира и согласия. 1 Раскрывать значение понятий многонациональный народ Кубани, демографический кризис, миграция, поликультурность, толерантность, национальнокультурные объединения. Объяснять, в чём выражается этнокультурное своеобразие Краснодарского края, рассказывать, как реализуется на Кубани принцип поликультурности. Знать имена глав администрации (губернаторов) Краснодарского края (предыдущих и ныне действующего). Объяснять причины демографического кризиса на Кубани, рассказывать об особенностях и проблемах миграции в регионе. Готовить сообщения о деятельности Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Принимать участие в подготовке и проведении этнических фестивалей. Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административнотерриториальное устройство. Население 23. Экономикогеографическое положение. Административнотерриториальное устройство. Население. 1 Раскрывать значение понятийсубъект Российской Федерации, муниципальное образование, естественный прирост, «старение нации», плотность населения, воспроизводство населения, государственные и муниципальные служащие, инфраструктура. Характеризовать особенности экономико-географического положения Краснодарского края, оценивать преимущества и недостатки. Знать площадь территории региона, показывать на карте крайние точки. Оценивать геополитическое положение, характеризовать административно территориальное устройство, особенности населения своей местности. Готовить сообщения, презентации по теме. Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование 24. Природно-ресурсный потенциал. 1 Раскрывать значение понятий природные ресурсы, термальные воды, мелиорация, артезианские воды, рациональное использование природных ресурсов, экологическое равновесие. Назвать природные ресурсы, которыми богат Краснодарский край. Показывать на карте месторождения полезных ископаемых, используемых в промышленном производстве. Рассказывать о природных ресурсах, способствующих развитию сельского хозяйства на Кубани. На примере Кубани проследить связь между наличием рекреационных ресурсов в регионе и уровнем его социально-экономического развития. Принимать участие в обсуждении проблем рационального использования природных богатств Кубани. Готовить проекты по теме. Тема 14. Хозяйство Краснодарского края 25. Экономика региона в новых условиях. Развитие промышленного производства. 26. Особенности развития сельского хозяйства 1 Раскрывать значение понятий топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс, сырьевая база. Называть отрасли промышленности, получившие развитие на территории Краснодарского края. Характеризовать топливно-энергетический комплекс и оценивать его роль в развитии экономики края. Знать основные виды продукции, выпускаемой промышленными предприятиями Кубани. Готовить сообщения, презентации о промышленных предприятиях своего населённого пункта (района, городского округа). 1 Раскрывать значение понятий фермерское хозяйство, растениеводство, яровые и озимые сельскохозяйственные культуры, животноводство. Давать оценку сельскохозяйственной освоенности кубанского региона. Характеризовать особенности агропромышленного комплекса Краснодарского края. Называть отрасли растениеводства и животноводства,получившие развитие на Кубани. Анализировать проблемы животноводства в регионе. Делать выводы о конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынке. . Готовить сообщения, презентации по теме. 27. Транспорт и связь. Курорты и туризм. 1 Раскрывать значение понятий транспортная система, грузооборот, Азово-Черноморский бассейн, трубопроводный транспорт, рекреационное хозяйство, агротуры.Характеризовать особенности развития транспортного комплекса Краснодарского края. Называть виды транспорта, получившие развитие на территории кубанского региона. Раскрывать проблемы и перспективы развития транспортной отрасли, самостоятельно делать выводы. Показывать на карте морские порты края, определять их специализацию. Знать и уметь показывать на карте крупнейшие бальнеологические, грязевые, климатические курорты края. Готовить проект по теме. Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце ХХ -начале ХХIв. 28. Культурная жизнь Кубани в условиях трансформации общества (конец ХХ – начало ХХIв.). Образование и наука, средства массовой информации. Театральноконцертная жизнь. 1 Раскрывать значение понятий радетель, негосударственный вуз, инновационный центр, технопарк. Характеризовать особенности культурного пространства Кубани в конце ХХ начале ХХIв. Готовить сообщения, презентации об освоение культурного наследия Кубани в перестроечное время. Рассказывать об изменениях в развитии образования и науки в постсоветский период. Приводить примеры реформ в таких областях как СМИ, кино, телевидение, литература. Называть имена выдающихся деятелей науки и культуры (В.А. Порханов, В.И. Лихоносов, Л.Г. Гатов). Готоивть проекты по теме. 29. Развитие изобразительного искусства на Кубани в конце ХХ -начале ХХIв. Достижения кубанских спортсменов, Повседневная жизнь кубанцев. 1 Раскрывать значение понятий социалистический реализм, художник-монументалист, городская (уличная) скульптура, вантовая конструкция. Называть имена известных скульпторов (С.Д. Воржев, Л.А. Самокиш, А.А. Аполлонов, А.П. Корнаев и др.), готовить сообщения, презентации об их творчестве. Рассказывать о спортивной жизни края и достижениях кубанских спортсменов (А.И. Лавров, И.В. Караваева, А.Н. Москаленко и др.), готовить презентации об их достижениях. Приводить примеры повседневной жизни кубанского региона в конце ХХ -начале ХХIв. Давать собственную оценку. Итоговое повторение и проектная деятельность(1ч) 30.Итоговое повторение и проектная деятельность «Портрет современной Кубани». 1 Раскрывать значение понятий инвестиции, менталитет. Систематизировать знания о важнейших событиях, происходивших на Кубани с 1914 г. до настоящего времени. Характеризовать обстановку в регионе в годы войн и революций. Рассказывать о подвигах кубанцев на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. Отмечать многонациональный колорит кубанского региона и такие черты характера жителей Кубани как любовь к малой родине, веротерпимость, толерантность. Приводить примеры добрососедских отношений и взаимовлияния культур народов, проживающих на территории Краснодарского края. Объяснять, почему Кубань называют житницей, здравницей и жемчужиной России. Готовить проект по одной из изученных тем. РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ч) Тема 16. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Взаимовлияние этнических культур в регионе. 1 Тема 17. Русская православная церковь на Кубани в годы Советской власти. 1 Тема 18. Кубанские Новомученики. 1 Тема 19. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ в конце XX – начале XXI века. 1 Проектная деятельность: «Моя семья в истории Кубани», «Связь истории рода… с историей Кубани». Любые темы по духовному краеведению (история православных святынь моей станицы / города / хутора; забытые имена священников, послуживших во имя Православной веры и т.д.) Экскурсии: -в музеи края; - по храмам Екатеринодара и городов Кубани; - посещение выставок и других мероприятий духовной направленности 11 КЛАСС (34 ч) Тема урока Колво Характеристика деятельности учащегося часов Введение 1. Кубань – «неотъемлемая часть России. Характеристика отношений «центр – регионы». 1 Приводить примеры, подтверждающие неразрывную связь истории Краснодарского края с историей страны, обосновывать положение о том, что кубанский регион является одним из эпицентров отечественной истории и современности. Ознакомиться со структурой учебного пособия, аппаратом усвоения знаний. РАЗДЕЛI. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ КУБАНОВЕДЕНИЯ (3ч) Тема 1 Проектная деятельность. Виды учебных проектов 2. Проектная деятельность. Виды учебных проектов. Раскрывать значение понятий проектирование, проектная деятельность, метод проектов.Определять роль проектной деятельности в изучении кубановедения. Формулировать цели проектной деятельности. Называть виды проектов. Формулировать цели проекта, планировать свою деятельность и анализировать её. 1 Тема 2. Представление результатов проектной деятельности 3. Информационные, исследовательские и социальные проекты. 1 Раскрывать значение понятийинформационный, исследовательский, социальный проекты.Характеризовать их особенности, раскрывать основное содержание. Выделять этапы подготовки проектов. Формулировать ожидаемые результаты. 4 Формы презентации результатов проектной деятельности. 1 Называть основные формы презентации проектной деятельности и представлять её результаты в виде доклада, аналитической записки, портфолио, презентации. Продвигать результаты проектной деятельности в информационной среде Кубани. Итоговое повторение и проектная деятельность(1 ч) 5. Итоговое повторение по разделу I. Проектная деятельность. Закрепить знания по изученным темам. Представить результаты проектной деятельности. РАЗДЕЛII. ЭКОНОМИКА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ (4ч) Тема 3. Природный капитал как основа устойчивого развития экономики региона 6. Регион как экологоэкономическая система. 1 Раскрывать значение понятийрегион, экологоэкономическая система, «зелёная экономика», территориальное разделение труда, валовый внутренний продукт, валовый региональный продукт, предпринимательство. Объяснять роль природных факторов в развитии региона. Называть причины обострения экологических проблем на территории края. Приводить примеры деятельности природоохранных организаций в крае. Тема 4. Экономика Краснодарского края в структуре хозяйства Российской Федерации 7. Экономическая система Краснодарского края. 1 Раскрывать значение понятийдиверсифицированный характер экономики, территориальное разделение труда, валовый внутренний продукт, валовый региональный продукт.Характеризовать особенности развития экономики Краснодарского края, обозначать проблемы и предлагать пути их решения. Рассказывать о мерах государственной поддержки предпринимательства на Кубани Готовить мини-проект по теме. Тема 5. Налоги, бюджет и финансовые институты 8. Налоги, бюджет и финансовые институты. 1 Раскрывать значение понятийналоги, краевой бюджет, доходная и расходная части бюджета, профицит и дефицит бюджета. Характеризовать виды налогов и их роль в экономике региона. Описывать структуру и порядок формирования бюджета края и местных бюджетов. Называть финансовые институты региона. Готовить проект по теме. Тема 6. Краснодарский край в системе межрегиональных экономических связей и внешнеэкономических отношений 9. Краснодарский край в системе межрегиональных и международных экономических связей. 1 Раскрывать значение понятийинвестиции, инвестиционный климат Кубани, внутренние экономические связи, внешнеэкономические связи. Характеризовать инвестиционный климат в Краснодарском крае. Называть основных внешнеэкономических партнёров края. Раскрывать значение экономических связей Краснодарского края с другими субъектами Российской Федерации, подтверждая примерами. Итоговое повторение и проектная деятельность(1 ч) 10. Итоговое повторение по разделу II. Проектная деятельность. Систематизировать изученный материал по разделу «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Характеризовать кубанский регион как эколого-экономическую систему. Представлять сообщения, доклады, презентации по теме. РАЗДЕЛIII. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КУБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (4ч) Тема 7. Социальная стратификация и мобильность на общероссийском и региональном уровнях 11. Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме. 1 Раскрывать значение понятийсоциальная стратификация, политическая стратификация, социальная мобильность, социальное неравенство, прожиточный минимум, черта бедности. Характеризовать особенности социальной стратификации в регионе. Приводить примеры неравенства доходов населения в субъектах РФ. Объяснять специфику миграционных процессов на Кубани. Тема 8. Специфика межнациональных отношений на Кубани 12. Межнациональные отношения в регионе. 11 Раскрывать значение понятийэтнос, народность, нация, межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, реабилитация кубанского казачества. Характеризовать основные этнические общности а Краснодарском крае. Анализировать причины этносоциальных конфликтов на Кубани, предлагать пути решения межэтнических проблем. Раскрывать особенности национальной политики в регионе как субъекте РФ. Готовить проект по теме. Тема 9. Семья и брак: региональный аспект 13. Семья и брак. 1 Раскрывать значение понятий семья, функции семьи, брак, бракоразводный процесс, государственная политика поддержки семьи, материнский (семейный) капитал. Характеризовать демографическую ситуацию в Краснодарском крае. Приводить примеры реализации государственной семейной политики на территории края. Принимать участие в социологических опросах. Предлагать варианты социальных проектов по оказанию помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Тема 10. Кубанская молодёжь как социальная группа 14. Молодёжь Кубани: ценностные ориентиры, социальные проблемы. 1 Раскрывать значение понятиймолодёжь, здоровый образ жизни, молодёжные субкультуры. Характеризовать молодёжь Кубани как социально-демографическую группу. Раскрывать региональную специфику молодёжного рынка труда. Характеризовать формы досуга в молодёжной среде, основные молодёжные субкультуры в регионе, давать им оценку. Рассказывать о реализации государственной молодёжной политики в Краснодарском края. Готовить доклады, сообщения, проекты по теме. Итоговое повторение и проектная деятельность(1 ч) 15. Итоговое повторение по разделу III. Проектная деятельность. Систематизировать изученный материал по разделу «Социальные отношения в кубанском обществе». Раскрывать значение понятиясоциальный проект. Определять роль и значение социального проектирования в изучении проблем региона. Анализировать собственные способности и возможности реализации проекта, проводить мониторинг и оценивать результаты деятельности. РАЗДЕЛIV. КУБАНЬ СЕГОДНЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС (6ч) Тема 11. Государственная власть и местное самоуправление 16. Система органов государственной власти в Краснодарском крае. 1 Раскрывать значение понятия государственная власть, законодательная, исполнительная и судебная власти, референдум, политические элиты. Опираясь на положения Устава Краснодарского края, характеризовать структуру органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Объяснить, как формируется Законодательное Собрание, знать имена главы администрации (губернатора) Краснодарского края и председателя ЗСК, характеризовать их основные полномочия. 17. Организация местного самоуправления. 1 Раскрывать значение понятия местное самоуправление. Характеризовать основные принципы организации местного самоуправления в регионе, структуру и функции. Знать число муниципальных районов и городских округов, находящихся в составе края. Тема 12. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации 18. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации. Раскрывать значение понятия Конституция РФ, субъект Российской Федерации, закон, подзаконный акт, нормативный правовой акт, система права. Характеризовать конституционно-правовой статус региона, площадь территории, его административно-территориальное деление. Определять роль символики в общественно- политической жизни Краснодарского края. Приводить примеры нормативно-правовых актов Краснодарского края, обладающих различной юридической силой. 1 Тема 13. Структура гражданского общества 19. Структура гражданского общества. Раскрывать значение понятия политические партии, общественные организации, молодёжные организации, движение волонтёров, институты гражданского общества. Рассказывать о становлении институтов гражданского общества на территории Краснодарского края. Называть молодёжные организации, оценивать их роль в общественной жизни кубанского региона. Приводить примеры волонтёрского движения в крае. 1 Тема 14. Региональная политическая культура населения 20. Региональная политическая культура населения Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодёжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами. 1 Тема 15. Геополитическое положение Краснодарского края 21. Геополитическое положение Краснодарского края 1 Межрегиональные и международные отношения региона. Итоговое повторение и проектная деятельность(1 ч) 22. Итоговое повторение по разделу IV. Проектная деятельность. Систематизировать изученный материал по разделу«Кубань сегодня: политический ракурс». Рассказывать особенности системы органов государственной власти в Краснодарском крае. Рассказывать об организации местного самоуправления. Определять конституционно-правовой статус Краснодарского края. Представлять проекты по теме. РАЗДЕЛV. КУБАНЬ – КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ (6ч) Тема 16. Духовная культура Кубани 23. Духовная жизнь кубанцев. 1 Раскрывать значение понятия диалог культур, этническая толерантность, народная культура. Характеризовать историческую роль Кубани как перекрёстка культур и цивилизаций, Объяснять особенности и специфику региональной идентичности, раскрывать духовные ценности народной культуры. Готовить проекты по темам «Кубанское казачество – уникальное этнокультурное сообщество», «Достижения культур современной Кубани» и др. Тема 17. Система образования 24. Система образования на Кубани. Культурная функция образовательных учреждений, 1 Раскрывать значение понятия система образования, структура образования, инклюзивное образование. Характеризовать систему общего образования. Раскрывать культурную функцию школ и учреждений дополнительного образования на территории Краснодарского края. Готовить сообщения, доклады по теме. 25. Высшие учебные заведения и научные центры Кубани. 1 Раскрывать значение понятия вуз, бакалавриат, магистратура. Называть ведущие вузы края и научноисследовательские институты (НИИ). Давать оценку привлекательности Кубани как пространства образовательных и профессиональных траекторий. Готовить сообщения, доклады по теме. Тема 18. Конфессиональное многообразие региона 26. Конфессиональное многообразие региона. 1 Раскрывать значение понятия религия, религиозные культы, конфессиональное многообразие, свобода совести.Характеризовать религиозную ситуацию в Краснодарском крае. Называть традиционные конфессии. Приводить примеры наиболее крупных храмов, действующих на Кубани и в своём населённом пункте. Рассказывать о системе религиозного образования в крае. Представлять проекты по теме. Тема 19. Культурное достояние Краснодарского края 27. Культурное достояние Краснодарского края. Учреждения культуры. 28. Искусство и литература Кубани. Культурная политика в крае. 1 1 Раскрывать значение понятия Культурное достояние, культурная жизнь. Называть наиболее крупные учреждения культуры на Кубани и рассказывать об их деятельности. Называть имена известных деятелей культуры Кубани. Оценивать роль театров, музеев, библиотек, выставочных залов в развитии культурного пространства региона. Делать вывод о многообразии культуры кубанского края. Раскрывать значение понятия малая городская скульптура, арт-фестиваль, авангардное искусство. Рассказывать о литературной жизни Кубани. Называть имена кубанских прозаиков и поэтов и их произведения. Называть имена кубанских художников, скульпторов, приводить примеры их работ. Характеризовать основные приоритеты и направления региональной политики в области культуры. Итоговое повторение и проектная деятельность(1 ч) 29. Итоговое повторение по разделу V. Проектная деятельность. Заключение(1 ч) Закрепить знания по теме «Кубань – культурный центр юга России». Рассказывать об особенностях духовной жизни кубанского общества. Характеризовать систему образования в регионе. Определять особенности религиозной ситуации в крае. Делать выводы о развитии культурного пространства Краснодарского края. Представлять проекта по теме. 30. Современные тенденции развития кубанского региона. Систематизировать знания по курсу кубановедения в средней школе. Раскрывать роль и место Краснодарского края в российском социуме. Характеризовать современные тенденции развития кубанского региона. Высказывать собственные суждения о связи поколений и времён, а также о необходимости осознания себя полноправным представителем кубанского общества. Представлять сообщения, доклады, проекты по тем «Краснодарский край в начале XXI века. Человек и общество». РАЗДЕЛVI. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ч) 31. Тема 20. Православные ценности в современном мире 1 32. Тема 21. Возрождение казачества и его духовные традиции 1 33. Тема 22. «Наш маленький Париж» из Екатеринодара в Краснодар с В.И. Лихоносовым 1 34. Тема 23. Духовная жизнь Кубани в XXI веке 1 Проектная деятельность: -«Встреча с интересными людьми» (организовать и провести на уровне школы, класса встречу с писателями, режиссерами, поэтами, художниками, иконописцами, священниками или пообщаться с ними в непринужденной творческой обстановке на выставке, в галерее, библиотеке,в мастерской, на концерте, в храме). Экскурсии: -по храмам Екатеринодара и городов Кубани; - посещение выставок и других мероприятий духовной направленности СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО естественных дисциплин СОШ № 25 от ___________ 20__ года № 1 Чунтыжева М.А. _________ подпись руководителя МО Заместитель директора по УВР _Скорикова Я.Д..______________ подпись ______________ 20__ года