Краснодарский край М.О.Туапсинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 имени Героя Советского Союза Михаила Фёдоровича Тихонова с.Небуг УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от «31» августа 2023года протокол №1 Председатель_______ Янченкова Ю.В РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии Уровень образования основное общее образование 8-9 класс Количество часов Учитель Пятаева О.В. Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС ООО, ПООП ООО погеометрии, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол № 1/15 от 8 апреля 2015г ), ООП ООО МБОУ СОШ №25 им. М.Ф. Тихонова с.Небуг, утвержденной педагогическим советом от 31 августа 2023г. Протокол №1. УМК. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Геометрия 7-9 классы». Москва Просвещение 2018 г. 2023-2024 у. г. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебногопредмета «Геометрия» Программа обеспечивает достижение следующих результатов: личностные: 1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; 2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач; 7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умение осуществлять контроль по результат}' и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; 3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей; 5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; 6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений й процессов; 10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; предметные: 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений, 5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигу р (треугольника); 7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. V. Содержание учебного предмета «Геометрия» 8-9 классы ГЕОМЕТРИЯ 8 класс 2 часа в неделю, всего 68 часов Контрольных работ 5 1. Четырехугольники (14 часов) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе. Контрольных работ: 1 2. Площадь (14 часов) Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора. Контрольных работ: 1 3. Подобные треугольники (19 часов) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Контрольных работ: 2 4. Окружность (17 часов) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и Wпризнак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника. Контрольных работ: 1 5. Повторение. Решение задач (4часа) Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 8классе. ГЕОМЕТРИЯ 9 класс 2 часа в неделю, всего 68 часов Контрольных работ 5 Вводное повторение (3 часа.) Векторы.(8 часов) Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как ото принято в физике, т. Е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных ^ векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры. Метод координат (10 часов) Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить о использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Объясняются и иллюстрируются понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; используются при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояние между двумя точками, уравнения окружности и прямой. Контрольных работ: 1 Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов - (11 часов) Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни- 7 А (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними) Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при реше7А7 геометрических задач. Контрольных работ: 1 Длина окружности и площадь круга (12 часов) Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности Площадь круга. Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описание около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2«-угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольник и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью. Контрольных работ: 1 Движения (8 часов) Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная цель — познакомить учащихся с понятие: движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, поворот. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не являете обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения. Контрольных работ: 1 Начальные сведения из стереометрии (8 часов) Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Основная цель — дать начальное представление о телах и‘ поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ новыми формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращений (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводизся на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площади и боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования Об аксиомах геометрии (2 часа) Беседа об аксиомах геометрии. Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур. Повторение. Решение задач(6 часов) Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН за основную школу. Контрольных работ: 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Количество часов № урока Тематическое планирование по геометрии 8 класс Тема урока Четырёхугольники (14 ч) Многоугольники Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать Выпуклые многоугольник многоугольники на чертежах. Формулировать определение выпуклого Параллелограмм многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и Свойства параллелограмма квадрата; их свойства, изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые Признаки параллелограмма многоугольники доказывать утверждение о сумме углов выпуклого Признаки параллелограмма многоугольника. Объяснять, какие две точки называются симметричными Трапеция и её виды. относительно прямой, в каком случае фигура называется симметричной, Трапеция и её свойства приводить примеры симметричных фигур Прямоугольник и его свойства 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 Ромб и квадрат 11 1 Прямоугольник, ромб и квадрат 12 1 Осевая и центральная симметрии 13 1 Четырёхугольники 14 1 Контрольная работа 1 «Четырёхугольники» 15 1 16 1 17 1 18 1 Характеристика видов деятельности учащихся Площадь (14 ч) Площадь многоугольника Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников. Формулировать основные свойства Площадь параллелограмма площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, Площадь треугольника параллелограмма, треугольника, трапеции. Формулировать и доказывать Площадь трапеции теорему об отношении площадей Основные направленияво спитатель-ной деятельности 1,4,5, 19 1 20 1 21 1 Площади параллелограмма, треугольника и трапеции Площади параллелограмма, треугольника и трапеции Площади многоугольников 22 1 Площади многоугольников 23 1 Теорема Пифагора 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 Решение задач по теме «Теорема Пифагора» Теорема , обратная теореме Пифагора Площадь многоугольника. Теорема Пифагора Площадь многоугольника. Теорема Пифагора Контрольная работа 2 «Площадь» 29 1 30 1 31 1 32 1 треугольников, имеющих по равному углу. Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей. Выводить формулу Герона для площади треугольника. Решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора Подобные треугольники (19 ч) Определение подобных Объяснять понятие треугольников пропорциональности отрезков. Формулировать определение подобных Подобные треугольники треугольников и коэффициента подобия, доказывать теоремы: об Первый признак подобия отношении площадей подобных треугольников треугольников, о признаках подобия Второй признак подобия треугольников, о средней линии треугольников треугольника, о пересечении медиан Третий признак подобия треугольника, о пропорциональных треугольников отрезках в прямоугольных Признаки подобия треугольниках Объяснять, что такое треугольников метод подобия в задачах на построение и приводить примеры применения этого Контрольная работа 3 метода. Объяснять, как можно «Подобие треугольников» Средняя линия треугольника использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; как ввести Решение задач по теме понятие подобия для произвольных «Средняя линия фигур. Формулировать определение и треугольника» Пропорциональные отрезки в иллюстрировать понятия синуса, прямоугольном треугольнике косинуса и тангенса острого угла Пропорциональные отрезки в прямоугольного треугольника. прямоугольном треугольнике Выводить основное тригонометрическое тождество и Решение задач значения синуса, косинуса и тангенса Применение подобия к для углов 300, 450, 600. Решать задачи, решению задач связанные с подобием треугольников 33 1 34 1 35 1 36 1 37 1 38 1 39 1 40 1 41 1 Применение подобия к решению задач 42 1 Определение синуса, 1, 2, 4,5 1, 4, 5 43 1 44 1 45 1 46 1 47 1 косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника Решение задач с применением свойств синуса, косинуса и тангенса Соотношения между сторонами и углами в треугольнике Контрольная работа 4 «Соотношения в треугольнике» Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Решение задач Взаимное расположение прямой и окружности Касательная к окружности 48 1 49 1 50 1 51 1 52 1 Свойства касательной к окружности Свойства касательной к окружности. Решение задач Центральные углы 53 1 Вписанные углы 54 1 Центральные и вписанные углы 55 1 56 1 57 1 Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы Четыре замечательные точки треугольника Замечательные точки треугольника 58 1 Вписанная окружность 59 1 Свойства вписанной окружности 60 1 Описанная окружность 61 1 Свойства описанной окружности Окружность (17 ч) Исследовать взаимное расположение прямой и окружности. Формулировать определение касательной к окружности, доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки. Формулировать понятия центрального и вписанного углов, градусной меры дуги окружности, 1, 4, 5, 7 доказывать теоремы о замечательных точках треугольника. Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника, доказывать теоремы о свойстве сторон описанного четырёхугольника, о свойстве углов вписанного четырёхугольника 62 1 Окружность и её свойства 63 1 64 1 Контрольная работа 5 «Окружность» Окружность Повторение (4 ч) 65 1 Повторение. Площади многоугольников 66 1 Повторение. Подобные треугольники 67 1 Повторение. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике 68 1 Повторение, Окружность Итого 68ч Контрольных работ Уметь применять формулы площадей четырёхугольников при решении задач, свойства подобия треугольников при решении задач., соотношения между сторонами и углами в треугольнике при решении задач, свойства окружности при решении задач. 1, 2, 4. 5. 5ч Тематическое планирование по геометрии 9 класс № у р о к а Тема урока Колво часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий Вводное повторение 3( часа) Повторение- формулы 1 Выполнять задачи из разделов курса 1 площади прямоугольника, VIII класса, используя теорию: треугольника, теорема Пифагора, свойство средней параллелограмма. линии треугольника, формулы 2 Повторение –признаки 1 вычисления площади треугольника; подобия треугольников. свойства, признаки 1 3 Повторение –центральные и параллелограмма, ромба, вписанные углы. прямоугольника, систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; Векторы ( 8 часов) Понятие вектора. Равенство 1 Формулировать определения и 4 векторов. Откладывание иллюстрировать понятия вектора, вектора от данной точки, длины (модуля)вектора, коллинеарных векторов, равных векторов. Вычислять длину и координаты вектора. Находить угол между векторами. Выполнять операции над векторами. Выполнять проекты по темам Основные направления воспитательной деятельност и 1, 2, 4,5 1, 4, 5. использования векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства 5 6 7 8 9 10 11 Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма, Сумма нескольких векторов, 1 Вычитание векторов. Умножение вектора на число. Решение задач по теме «Векторы». Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции. 1 1 1 1 1 1 12 Метод координат (10часов) 1 Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. 13 Координаты вектора. 14 Связь между 1 координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в 1 координатах. Уравнение линии на 1 плоскости. Уравнение окружности. Решение задач по теме 1 «Уравнение окружности» Уравнение прямой. Решение 1 задач. Решение задач по теме 1 « Уравнение прямой». Взаимное расположение двух 1 окружностей. Контрольная работа № 1 по 1 теме «Метод координат». Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 ч.) Синус, косинус, тангенс угла. Формулировать и доказывать 1 Основное тригонометрическое теорему соотношениях между тождество. сторонами и углами треугольника. Формулировать определения и Формулы приведения. иллюстрировать понятия синуса, Формулы косинуса, тангенса и котангенса 1 для вычисления координат острого угла прямоугольного точки треугольника. Выводить формулы, выражающие функции угла 1 Теорема о площади прямоугольного треугольника треугольников. Теорема через его стороны. Формулировать синусов. определения синуса, косинуса, 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1 Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы координат. Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между двумя точками плоскости, уравнения прямой и окружности. Выполнять проекты по темам использования координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства 1, 3, 4, 5 1,3, 4, 5 тангенса, котангенса углов от 0 до 180°. Выводить формулы, выражающие функции углов от 0 до 180° через функции острых углов. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. По значениям одной тригонометрической функции угла вычислять значения других тригонометрических функций этого утла. Формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов. Находить угол между векторами, скалярное произведение векторов, формулировать и обосновывать утверждения о свойствах скалярного произведения векторов; использовать скалярное произведение векторов при решении задач 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Теорема косинусов. 1 Решение треугольников. 1 Измерительные работы. 1 Угол между векторами. 1 Скалярное произведение 1 векторов в координатах и его свойства. 1 Свойства скалярного произведения векторов. 1 Применение скалярного произведения векторов к решению задач. 1 Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Длина окружности и площадь круга (12 ч.) Правильный многоугольник. 1 Распознавать многоугольники, Окружность, описанная около формулировать определение и правильного многоугольника. приводить примеры Формулы для вычисления многоугольников. площади правильного 1 Формулировать и доказывать многоугольник, его стороны и теорему о сумме углов выпуклого радиуса вписанной многоугольника. окружности. Исследовать свойства многоугольников с помощью Решение задач на вычисление 1 компьютерных программ. площади, сторон правильного Формулировать и доказывать многоугольника и радиусов теоремы о вписанной и описанной вписанной и описанной окружности. окружностях многоугольника. 1, 3, 4, 5. 36 Построение правильных многоугольников. 37 38 Длина окружности. Длина дуги окружности 39 Решение задач по теме « Длина дуги и окружности». 1 1 1 1 1 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Площадь круга Площадь кругового сектора Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора». Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». 1 1 1 Объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора. Решать задачи на доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Интерпретировать полученный результат исопоставлять его с условием задачи. Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления 1 Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга» Движения (8 ч) Объяснять и иллюстрировать Отображение плоскости на 1 понятия равенства фигур, подобия. себя. .Понятие движения. Строить равные и симметричные Осевая ицентральная фигуры, выполнять параллельный симметрии. перенос и поворот. Исследовать Наложения и движения. 1 свойства движений с помощью Параллельный перенос. 1 компьютерных программ. Поворот. 1 Выполнять проекты по темам Решение задач по теме 1 геометрических преобразований на «Параллельный перенос». плоскости. Решение задач по теме 1 «Поворот». 1 Решение задач по теме «Движение». 1 Контрольная работа № 4 по теме: «Движения» Начальные сведения из стереометрии (8 часов) Предмет стереометрии. Объяснять, что такое многогранник, 1 Многогранник. его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник Призма. Параллелепипед. 1 называется выпуклым, призма, Свойства прямоугольного 1 высота призмы, параллелепипед, параллелепипеда.Объём тела. пирамида, цилиндр, конус, сфера, Пирамида. 1 шар. Объяснять, что такое объём многогранника, площадь поверхности многогранника. Цилиндр. 1 Исследовать свойства многогранников. Находить объём и площадь поверхности многогранника. 1 Конус. Уметь строить и распознавать многогранники. Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и 1, 3. 4, 5. 1, 2, 4, 5 выслушивать мнение других, работать в команде. 60 Сфера и шар. Решение задач по теме «Многогранники» 61 62 Об аксиомах планиметрии. Аксиомы планиметрии. 59 63 64 65 66 67 68 1 1 Об аксиомах геометрии (2 ч) 1 Воспроизводить формулировки 1 определений, аксиом, теорем; конструировать несложные определения самостоятельно. Воспроизводить формулировки и доказательства изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно, ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы, аксиомы. Повторение. Решение задач (6 ч) Повторение. Решение задач на Знать материал, изученный в курсе 1 нахождение сторон углов математики за 7-9 классы. треугольника Владеть общими приемами Повторение. Решение задач на решения задач. нахождение площади 1 Уметь применять полученные треугольника. знания на практике. Повторение. Решение задач на 1 Уметь логически мыслить, нахождение площади фигуры. отстаивать свою точку зрения и 1 Итоговая контрольная работа Повторение. Окружность. выслушивать мнение других, 1 Уравнение окружности. работать в команде Повторение. Векторы. 1 Итого 68 часов Контрольных 5 Согласовано Протокол заседания методического объединения математики, физики, информатики МБОУ СОШ №25 от«31» августа 2023г. №1. _____________ Пятаева О.В. Подпись ФИО 4, 5, 7 1, 2, 3, 4 Согласовано Заместитель директора по УВР ____________Скорикова Я.Д Подпись от «31»августа2023г.